Итак, Равель, танцуем болеро!
Николай Заболоцкий
Про балет "Болеро" Равеля еще недавно говорили - "погружение в классику". Болеро в исполнении Гётеборгского балета – это попытка выскочить из классики, выпрыгнуть настолько высоко, насколько позволяет современная хореография, подчиняющаяся завораживающим гипнотическим спиралям музыки Мориса Равеля.
С 29 мая по 2 июня в Тель-Авивском Центре Сценических искусств пройдут представления труппы Гётеборг-Балет – крупнейшего коллектива современного танца в Северной Европе, приезжающего на гастроли в Израиль с постановкой «3xBolero». С тройным вечером, в программе которого – три одноактных балета на музыку «Болеро» французского композитора Мориса Равеля, написанную еще в 1928 году.
В том году Равелю исполнилось пятьдесят три года. Позади было "сумасшедшее турне" по Канаде и Соединенным Штатам. Впереди - присуждение почетной степени доктора Оксфордского университета. Равель находился на вершине композиторского мастерства. Уже были созданы такие его шедевры как опера "Испанский час", "Испанская рапсодия", балет "Дафнис и Хлоя", рапсодия "Цыганка". 1928-й год стал годом "Болеро", появившемуся благодаря переплетению двух жизненных линий в судьбе Равеля - испанской и русской. Русская интерпретация теории испанского танца - у истоков оглушительного успеха "Болеро".
Русские связи Равеля дали внешний толчок к написанию второй части этого балетного представления. Испанские - той внутренней силой, которая побудила Равеля написать именно "Болеро", обратиться к испанской теме, испанскому фольклору, попытаться передать испанский дух и колорит. Долгие годы Равель был связан с деятелями русской культуры, особенно с композиторами, покорившими Париж в начале 1900-х годов. Но прежде всего с Дягилевым и с его "Русским балетом" и "Русскими сезонами". Именно по заказу Дягилева Равель написал балет "Дафнис и Хлоя". А на создание "Болеро" Равеля подвигнула знаменитая танцовщица Ида Рубинштейн.
А испанские связи Равеля таковы: мать Равеля была испанкой, он родился в небольшом испанском приморском городке Сибур, где впоследствии одна из улиц была названа его именем. И хотя семья перебралась в Париж спустя несколько месяцев после рождения Мориса, Испания влекла его всю последующую жизнь. Классическое болеро было придумано испанским танцовщиком Себастьяно Сересо около 1780 года. Но "Болеро" Равеля – скорее композиторский фокус, музыкальная дань Испании.
Премьера балета "Болеро" состоялась в Париже 20 ноября 1928 года. Танцевала Ида Рубинштейн, декорации написал Александр Бенуа, хореографом стала Бронислава Нижинская. По замыслу Равеля, действие должно было проходить на открытом воздухе. Причем, Равель точно знал, где именно (и это должно было быть отражено в декорациях) - на фоне стены заводского корпуса.
Впоследствии балет шел именно в соответствии с замыслом Равеля, ставился и с другими либретто. На протяжении XX века его ставили Михаил Фокин, Серж Лифарь, Морис Бежар. Сейчас же три разных "Болеро" в хореографии трех шведских хореографов покажет в Израиле балет Гётеборга. Покажет шокирующий, экспериментальный, эротичный, абсолютно не приземленный танец, исполняемый как некий ритуальный обряд в полном гармонии с гениальной музыкой Равеля.
Балет Гётеборга – один из самых ярких балетов Европы на сегодня. Руководит им Адольф Биндер, который постоянно приглашает новых хореографов, и потому сама труппа меняется как хамелеон, приноравливаясь к различным стилям и веяниям. И, подобно хамелеону, фантастически выглядит на сцене – настолько интересно то, что делают ее танцовщики в трех шведских трактовках «Болеро»: в «Прогулке сумасшедшего" («Walking mad») Йохана Ингера, «OleroB» Кеннет Кварнстрёма и «Эпизода 17» Александра Экмана, общая премьера которых прошла в Гётеборге в марте 2008 года.
Гётеборг-Балет. «3xBolero».
Тель-Авив, Центр сценических искусств – Израильская опера, 29 мая – 2 июня.
Сайт балета Гётеборгской оперы - http://sv.opera.se/om-oss/the-goteborg-ballet/
Сайт Тель-Авивской оперы - http://www.israel-opera.co.il
Фото Ингмара Ёрнберга предоставлено организаторами гастролей - фирмой "Бимот"
Маша Хинич