Мы поговорим о хитрости. О качестве, которое многих довело до беды. А кого-то вывело в лидеры. Хитрецы бывают очень разные. Книга человеческой хитрости велика и бесконечна.
Скапен – таково имя нарицательное парня-выдумщика. Хитреца от Бога. Человека- конституции. Этот герой на все времена доказывал, что у богатых не только кровь такая же красная, как у всех прочих, но и сноровки, ума, благородства не больше, чем у других. Скапен живет – и только меняет костюм и экспрессию речи. Хитрость – повод для размышлений. Она игра, которая так легко превращается в театр. Становится истинным искусством. Скапен – победитель жадин и самодуров, выдумщик, гроза несправедливых и спесивых. Слуга с аристократичным умом, огненным темпераментом, легким нравом. Именно всеядность и умение выдумывать на ходу трюки и «легенды» сделали Скапена прославленным героем народных рассказов. Скапен – это сам народ. Скапен – любимец всех времен, он доказал, что тяжелый кошелек и старое генеалогическое древо – это еще не все. Мольер собрал черты своего героя из моря анекдотов, сплетен, намеков. Надел на него свой камзол. Дал ему свои наблюдения над жизнью. И вот уже много лет бессмертный, неукротимый человек из народа шествует по сценам театров мира.
В программе масштабного, беспримерного фестиваля «Театральный дивертисмент», представляющего публике спектакль «Плутни Скапена» по пьесе Мольера показал драматический театр имени Луначарского из Пензы.
Режиссер Игорь Баголей изначально строил свой спектакль в расчете на студентов. На юных и неукротимых. Которым еще не было дано познать печаль разочарований и боль безнадежности. Для которых весь мир – цветочная поляна.
Серьезный театр, каким является Пензенский драматический, вносит в классику свежий ритм и свежий голос. Сохраняя молодость и задор. Для нас вопрос о том, как и кого обводить вокруг пальца, поставили актер-премьер Пензы Сергей Казаков и его веселые, легкие, гибкие партнеры. Казаков-Скапен рьяно бьет по барабанам (так этот слуга- аристократ отводит душу…забывает про беды и проблемы), вещает залу о своих взглядах ( весьма разнообразных и современных!), призывает к сотрудничеству, - деловой и современный, этот слуга пропагандирует свою мораль и образ жизни. На дне его души, на самом краешке таится намек на философскую озабоченность состоянием дел в мире. Обратите внимание, говорит Скапен, время идет, а люди все те же, как тут не печалиться? Но давайте засучим рукава. И – вперед, к новым горизонтам.
Молодые – его поле деятельности. Они влюбляются, пляшут, делают ошибки, видят мир всего лишь площадкой, фундаментом для своей непременно счастливой и славной жизни – а труд и мудрость в орбиту приоритетов и не думают вносить. Об этом тоже рассказывает спектакль пензенцев. Молодые – они еще плоховато играют, невнятно говорят, деревянно танцуют. Научатся? Возможно. Хотя – мир состоит не из одних скапенов! - за ручку водить зеленых и нескладных некогда. Некому. Театр жив яркостью, новизной – хотелось бы побольше всего этого, и сразу, и - чтобы катарсис и нам, и им, и всем. Чтобы Мольер мог нами гордиться.