"Я – другой, не такой как они, не такой как все. Я – иной, и потому могу иначе. Я – другой, не тот, кто я есть, а тот, кто я в своем творчестве, отражающем мой внутренний мир". Так можно описать концепцию Нирит Нельсон - куратора шестого израильского бьеннале ювелирного дизайна, проходящего в музее Эрец-Исраэль.
"Я – другой!" – так называется эта выставка, 35 участников которой - израильские ювелиры, дизайнеры, архитекторы, художники, скульпторы, мастера по стеклу – выказали в своих работах своё alter ego, свою эстетику отрицания, свое внутреннее я, скрытый для посторонних внутренний мир. Особо оригинального в таком подходе немного. Каждый в детстве склонен считать себя уникумом. Но с годами уникальность затушевывается - внешний мир тому способствует, особенно если ваши уникальные таланты не поддерживала уникальная же ашкеназская бабушка. Но alter ego живуч - просто наш двойник уходит внутрь и определяет собственный выбор, ощущение полноты жизни, способы осмысления, переживания и постижения действительности в самых разных проявлениях – в том числе и в ювелирном дизайне.
Alter ego становится близнецом художника, зазеркальным анархистом. Мысль не новая для творческих личностей. Бунтарка Симона де Бовуар писала: "Зеркало - не единственный способ создать отражение. Каждый человек может попытаться создать для себя двойника".
Физический мир этого двойника-дизайна измеряется в сантиметрах, но концептуальное пространство может быть огромным, а в нем катализируют инновации.
Участники 6-го израильского бьеннале ювелирного искусства выдают зрителям философию своих внутренних близнецов в виде хитросплетений золотых проволок, свитых по математическим законам молекулярных моделей; белейших фарфоровых пёрышек; повисших на тонких креплениях; 20-шекелевых банкнот с изображением Моше Шарета, крытых лаком и скрученных в виде мордочки Пиноккио, обрамленной драгоценной серебряной рамкой; простых с виду, но хитрых по замыслу жемчужно-поддельно-натурально-бисерных бус; в виде веера-цветка, сделанного из коровьей кишки; брошки, изготовленной из засохшей ящерки-геккона с искусно притороченными к ней роскошного розового шелкового цвета бабочкиными крыльями. Alter ego – это абстракция, отраженная в материи, выдумка и интеллект, вмещенные в металл, камень, дерево, стекло. Или, например, в лодочку из прутиков с тонкими золотыми фигурками, погруженную в воображаемую воду – как напоминание о том, что на 80 процентов человек состоит из воды, а на 20 из своего первого и второго "я".
Эти ювелирные изделия – даже китчевые перстни с трясущимися прозрачными камушками или тонкие изящные кольца из металла – ни одна женщина не наденет. Но рассматривать в подсвеченных витринах темного зала будет долго. Украшения – последнее, что мы надеваем на себя перед выходом в свет. Украшение ставит точку, замыкает процесс создания нашего внешнего вида, того, что мы являем глазам других.
А эти ювелирные изделия-концепции являют мир внутренний, обычно тщательно оберегаемый и все равно подверженный влиянию мира внешнего – от музыки до политики и технологий, благодаря которым все это, в конце концов, и воплощается в миниатюрные "я" в виде ожерелья из стекла, покрытого копотью; либо в яркие нагрудники из кожи и пуговиц; в стальные модели носа (еврейского – это к вопросу об идентификации) со вставленной в нос синей бусиной; в колье из кусочков-воспоминаний прежних работ или в подвеску из тонких геометрических форм-букв; в мордочки из дешевой пластмассы, но со слезами- бриллиантами и золотыми цепочками; в ожерелье-шар голубоватой бледности без начала, без конца, сделанное способом компьютерной трехмерной печати; в высохшие ростки пшеницы в металлических витых футлярах, похожих на мезузы – символ борьбы с кибуцной идеологией; в эмалевые цветные медали, поймавшие отражения-гримасы автора в зеркале.
Все участники выставки изготовили представленные изделия специально к этой экспозиции по просьбе куратора, внеся в них биографические моменты и свои воспоминания, сделав эти изделия "для себя"- то есть такие, какими бы они украсили себя самих и своих двойников. И потому первые станицы каталога посвящены именно им - дизайнерам, сфотографированным в будничной одежде, подчеркивающей необычность украшений, сделанных каждым "под себя" и для себя.
Каталог - часть выставки, без статей, в нем опубликованных, не разобраться в ювелирных снах "других", и потому портреты участников выставки сделаны фотографом Ури Гершуни не просто так, не ради парада, а как часть проекта "Я другой".
Экскурсия по выставке с куратором Нирит Нельсон – в пятницу, 6 июля, в 11.00
Выставка продлится до 20 ноября 2012 года
Часы работы музея "Эрец-Исраэль": с воскресенья по среду - с 10.00 до 16.00, по четвергам - с 10.00 до 20.00, по пятницам и субботам - с 10.00 до 14.00.
Сайт музея - http://www.eretzmuseum.org.il/
Адрес: Тель-Авив, Рамат-Авив, ул. Хаим Леванон, 2.
Фотографии Ури Гершуни и Игаля Пардо предоставлены пресс-службой Музея "Эрец-Исраэль".
Маша Хинич