С 3 по 10 августа в Израиле пройдут гастроли бразильского балетного театра Cia Brasileira de Ballet - труппы классического балета из Рио-Де-Жанейро. Спектакли бразильского театра состоятся на 25-м юбилейном Фестивале танца в Кармиэле, в Тель-Авиве, Иерусалиме, Беэр-Шеве, Герцлии и Кирьят-Моцкин.
26 танцовщиков покажут фрагменты - соло, дуэты, сцены с участием кордебалета - то, что принято называть masterpiece, шедевры из двух хрестоматийных балетов, столь ассоциирующихся с русской хореографией – "Дон Кихота" Людвига Минкуса и "Раймонды" Александра Глазунова в постановке Мариуса Петипа.
Группа Cia Brasileira de Ballet - один из наиболее заметных балетных театров на сегодня в Бразилии – впервые приезжает в Израиль. В составе труппы - молодые танцовщики, технические возможности и школа которых позволяют им продемонстрировать и виртуозность, присущую классическому балету, и свободу движения, характерную для бразильских танцев, заложенную в ритмах бразильской музыки. Молодые бразильцы не начнут вместе па-де-де отплясывать самбу, но в глазах у Китри нет – да мелькнет – чертовский огонь Южной Америки, несмотря на все почтение к исторической хореографии Мариуса Петипа, поставившего "Дон-Кихота" в 1869 году в Большом театре в Москве, а "Раймонду" - в Мариинском театре Санкт-Петербурга в 1898 году. Виртуозность и чистота столь знакомой классики только подчеркиваются элементами бразильского карнавала, которыми заканчиваются спектакли Cia Brasileira de Ballet.
В репертуаре театра Cia Brasileira de Ballet, выступающего в Бразилии и во всем мире от США до Китая – как и полноценные балеты старых мастеров, так и неоклассика и современные постановки. Сегодня Cia Brasileira de Ballet считается вторым по престижности и размаху театром классического танца в Бразилии. При этом театре есть своя школа и целая система социально-образовательных проектов в области искусства. Нынешний руководитель ансамбля Жорж Тексьейра разработал особую систему преподавания танца, за что был отмечен многими премиями. Главное для него - дать возможность развить свой талант тем, у кого он есть, и для этого создана система стипендий и фондов для талантливых детей из бедных и проблемных семей. Сам же театр Cia Brasileira de Ballet был основан – и как школа и как классическая труппа– еще в 1967 году, чтобы дать шанс молодым танцовщикам сделать карьеру в мире классики. Педагоги, репетиторы, танцоры, хореографы, все кто имеют отношение к балету – все они посвящают силы и время тому, чтобы классический балет, а точнее русский классический балет процветал в Бразилии.
В свое время именно русские артисты немало потрудились для того, чтобы в такой танцующей стране, как Бразилия, пустил свои корни классический балет. В начале 20-х годов ХХ столетия русская балерина Мария Оленева в ходе гастролей по ряду латиноамериканских столиц посетила Рио-де-Жанейро и связала свою судьбу с этим городом. Она посвятила себя преподаванию классического танца, основав в 1927 году при Муниципальном театре Рио-де-Жанейро (которому в 2010 г. исполнилось 100 лет) балетную школу, которая и ныне является одним из основных учебных заведений страны по подготовке балетных танцовщиков.
Другой известной балериной с русскими корнями является правнучка Лескова - Татьяна Лескова. Она родилась в Париже в 1922 году (семья Лесковых эмигрировала после революции во Францию). Уже в юном возрасте Лескова вошла в состав труппы Ballets Russes – наследницы легендарного «Русского балета Дягилева».
Коллектив Ballets Russes был весьма востребован и гастролировал по многим странам мира. В 1944 году очередные гастроли привели Лескову в Рио-де-Жанейро. Балерина планировала поработать здесь полгода, а осталась на всю жизнь. За это время она организовала свою балетную студию, была балериной, а позже директором балетной труппы при Муниципальном театре Рио-де-Жанейро.
Еще одно имя - Евгения Фёдорова – донна Жэнни - (1923-2007), воспитавшая несколько поколений бразильских танцоров. В августе 1954 года она приехала в страну по приглашению хореографа Далал Ашкар, которая хотела создать в Рио-де-Жанейро школу балета. Солистка Киевского Государственного театра оперы и балета, Фёдорова после Второй мировой войны танцевала в разных странах Европы. Она была первым хореографом в Латинской Америке, которая поставила такие шедевры классического балета, как "Лебединое озеро" и "Баядерка". Под ее руководством были поставлены в Рио-Де-Жанейро опера-балет "Золотой петушок" Римского-Корсакова и "Открытие Бразилии" Вилла-Лобоса.
После смерти Евгении Фёдоровой ее именем была названа одна из улиц Рио. Именно она основала Фонд бразильского балета для профессионалов танца. Евгения Фёдорова считалась мастером не только в Рио-де Жанейро, но и во всей Бразилии. Вместе с Марила Гремо, Ниной Вершининой, Татьяной Лесковой и Жулианой Янакиевой она образовала команду хореографов, которая и сохранила наследие и традиции русского классического балета в Латинской Америке.
Гастроли Cia Brasileira de Ballet - "Раймонда" и "Дон-Кихот".
3 августа, пятница, Тель-Авив, Центр сценических искусств.
4 августа, суббота, Иерусалим, "Театрон Иерушалаим".
6 августа, понедельник, Беэр-Шева, "Гейхал ха-Тарбут".
8 августа, среда, Кармиэль, Фестиваль танца.
9 августа четверг, Герцлия, "Гейхал ха-Тарбут".
10 августа, пятница, Кирьят Моцкин, "Гейхал ха-Тарбут".
Сайт театра Cia Brasileira de Ballet http://www.ciabrasileiraballet.kit.net/