Необычные, смелые и почти всегда эпатажные спектакли Романа Виктюка, да и сам их создатель неизменно пользуются большим интересом и любовью в Израиле. В октябре нас ждет встреча с еще одной работой одного из самых нестандартных режиссеров современности - в трактовке невероятного и, пожалуй, до конца не разгаданного мастера сценических откровений Романа Виктюка - будет представлен ярчайший роман прошлого столетия "Мастер и Маргарита".
Роман Виктюк - смелый театральный экспериментатор, который синтезирует постановки, смешивая разные жанры, эпохи и стили. Это человек, для которого нет запретных тем в искусстве, он настоящий гений театральной провокации.
Великий роман Булгакова "Мастер и Маргарита" в спектакле Театра Виктюка, гастроли которого в октябре пройдут в Израиле, заиграет новыми и очень неожиданными красками, приобретая гротескные формы. Булгаковским героям придется потесниться на сцене, чтобы освободить место для антигероев советской эпохи – времени, когда жили и любили герои Булгакова.
Зрители спектакля, к примеру, встретятся великими советскими вождями и пронаблюдают за тем, как на балу у Воланда вместе с прочей нечистью будут плясать партийные функционеры. Неожиданными звуковыми красками действа станут бравые довоенные советские песни и речи самого товарища Сталина.
Мастер и Маргарита, поэт Бездомный, Гелла и Понтий Пилат приобретают в этой постановке совершенно другие черты, в которых хорошо знакомые образы по воле Романа Виктюка переплетаются с еще недавней реальностью, поданной с совершенно нестандартным подходом.
Переложив роман в более компактную пьесу собственного сочинения (в основе спектакля пьеса Виктюка "Сны Ивана Бездомного"), режиссер несколько переосмыслил сюжет, сосредотачивая все внимание на образе Воланда, которого в спектакле как всегда блестяще исполняет ведущий актер Театра Виктюка Дмитрий Бозин.
Необычность решения Виктюком вечной истории Булгакова еще и в том, что ключевым героем в постановке становится Иван Бездомный. Актера Игоря Неведрова, который играет в спектакле эту роль, хорошо знают в Израиле по его блестящей работе в спектакле "Сергей и Айседора" – во время последних гастролей Театра Виктюка в нашей стране этот талантливый молодой артист произвел фурор и имел яркий заслуженный успех. В исполнении Игоря Неведрова Иван Бездомный, потрясенный открывшимся перед ним знанием, становится хрупким и полностью погруженным в свое безумие. Иногда кажется, что он живет отдельно от остальных персонажей, полностью увязнув в своих больных воспоминаниях и домыслах.
Однако на этом новшества Виктюка не заканчиваются. Режиссер избежал расхожего соблазна - отождествить Мастера с Иешуа.
Иешуа в спектакле - светлый отрок, промелькнувшее воплощение нежного и искреннего Добра. Именно поэтому и Иешуа, и Бездомного играет один актер – Игорь Неведров воплощает обоих этих персонажей всегда по-разному, при этом находя между ними оправданные параллели. Мастер же, в исполнении актера Михаила Фатеева, по воле непредсказуемого экспериментатора Виктюка перевоплощается не в Иешуа, как ожидали все, а в Пилата.
Еще одна тема из всей канвы романа Булгакова волнует Виктюка. Это власть. Поэтому бал у Сатаны оборачивается чудовищным танцем, в котором кроме головы Берлиоза зловеще кружат еще и отрезанные головы товарищей Ленина и Сталина. Поэтому холоден и опустошен Понтий Пилат, обреченно и почти не задумываясь отправляющий наивного Иешуа на казнь. Поэтому между Мастером и Маргаритой нет и не может быть даже намека на любовь, а есть только боль и безысходность. Даже Воланд - затянутый в черное, изящный и безмерно уставший - здесь отнюдь не правит бал, а лишь констатирует очевидный факт.
Роман для Романа Виктюка - лишь отправная точка для новой антибожественной или, скорее, антикумирной трагедии. Режиссер изобретает новое измерение булгаковского романа: личность всегда ничто пред властью, тем более во времена, когда писался роман. Однако "человек внезапно смертен", и во всем этом жесткая ирония по отношению к культам - каким бы то ни было.
Точные и емкие реплики, яркие эмоции, дерзкие нестандартные декорации, удачные сочетания несочетаемого – вот, что ждет израильскую публику на спектаклях "Мастера и Маргариты" в трактовке Театра Виктюка. Спектаклю уже более 10 лет, однако, как известно, "рукописи не горят" – с годами все хорошее становится только крепче и лучше, и спектакль "Мастер и Маргарита" совсем не исключение.
В спектакле задействованы актеры: Михаил Фатеев, заслуженная артистка РФ Екатерина Карпушина, заслуженный артист РФ Дмитрий Бозин, Игорь Неведров, заслуженная артистка РФ Людмила Погорелова, Евгений Атарик, Иван Никульча, Михаил Руденко, заслуженный артист РФ Олег Исаев, Павел Новиков, Константин Авдеев и Юрий Пономаренко.
Спектакли "Мастер и Маргарита" Театра Романа Виктюка состоятся:
7 октября, в воскресенье, в 20.00 - в Тель-Авиве (Театр "Гешер" - зал "Нога");
9 октября, во вторник, в 20.00 – в Иерусалиме (Центр "Жерар Бахар");
10 октября, в среду, в 20.00 - в Беэр-Шеве (Центр сценических искусств);
11 октября, в четверг, в 20.00 – в Ашкелоне ("Гейхал ха-Тарбут");
12 октября, в пятницу, в 20.00 - в Кирият-Хаиме ("Театрон ха-Цафон").
Организатор израильских гастролей Театра Виктюка – продюсерская компания YM Production под руководством Марка Юрика.