Смотреть легкую комедию положений –как ехать на остров милой гиперболы.
Искать правду жизни в современных комедиях, особенно переводных, французских, английских, американских- пустое дело. Особенно, если они среднего возраста (35-40лет). Максимум будет легкая пародия на медицину, образование, семью. Парламент и адвокатов. Детские сады и банки. Легчайшая такая пародия. И – все.
Европа была иной, люди жили иначе..Глубина социальных мотивировок из старых комедий давно вылетела, как пробка из неловко вскрытого шампанского. Развлечь, развлечься – и дело с концом. Так в Европе, так в Америке. Англичане Дэйв Фриман и Джон Чапментридцать лет назад вместе придумали пьесу про «Ключ для двоих». Про вездесущую, эротичную, неуемную Хэрриет. Про интрижку этой дамы с двумя семьями. Она завела себе двух (!) любовников, которые ее содержат, нежат, балуют. Хотя вот это, последнее, они делают весьма осторожно, т.к. оба пребывают в законном и вполне стабильном браке. Эта пьеса - прогулка по личной жизни, по жизни, которая весьма далека от всех установлений и правил хорошего тона. О такой жизни не говорят вслух с гордостью. Ее не ставят в пример. Она -запретна и потаенна. Одним словом, очень многим из нас именно такая личная жизнь и выпадает. Да и что такое норма? С чем ее едят?
Калининградский драматический театр
в рамках долговременного масштабного фестиваля «Театральный дивертисмент», задачей которого является доставка к нам лучших спектаклей российской периферии, показал на израильских сценах спектакль «CherchezlaFemmeили Ключ для двоих»в постановке Михаила Салеса. Это комедия положений, комедия о людях, не очень обремененных какими бы то ни было нравственными установками.
Зал на спектакле смеется (на самом деле все очень смешно, да и «Хаванагила», хотя и без слов, но звучит, причем прямо из спальни, пикантно…).
Гэги, несуразности, нескладности идут сплошным потоком. И зрителю ясно: после такой разминки можно и в себя поверить. И падать духом гораздо медленнее. Или – вовсе не падать.
…Хэрриет, дипломат и секс-бомба по жизни, в напряжении: ее жизнь – бой. Как же ей, бедной, нелегко приходится, какие тут игрушки – владелец птицефермы и король рыболовецких траулеров приходят каждый по своему расписанию, один несет ей яйца (простите за каламбур…), другой – рыбу. И попробуй тут не проколоться, не сбиться с ритма, не перепутать имена, даты, факты, заветные словечки…Хэрриет (ее играет Наталья Салес) виртуозна и мила, женственна, чуть-чуть, ну самую малую малость корыстна. Красивый дом с видом на сувенирный, растиражированный Лондон, шелка и вкусная, хотя и немного однообразная еда – все это дается дамочке нелегко. Она много трудится, чтобы это все не иссякло. Я так понимаю, что стойкий успех этой пьесы в СССР ( и - бывшем СССР в том числе) объясняется ее полной и воинственной аморальностью. Она протестная, эта пьеса, она против регламентов и оков. Против общества, которое желает всех рассадить по камерам простите – по домам. Она не за, не против –она свободна, как венгерская рапсодия или пища в «Макдональдсе»…В свободе весь ее шик.
…Эти парни, Гордон( Алексей Переберин) и Алекс ( Александр Федоренко) стремятся иХэрриет сохранить, и жен не обидеть. Они суетятся и воркуют, изображают нежность, подлизываются. Один – по замыслу режиссера – верующий еврей, другой – по тому же режиссерскому выбору – грузин с большим крестом на шее. Проблема межнациональных отношений не стоит – ведь Хэрриет их уравнивает, примиряет. Она - их общая слабость. Она – утеха после трудов на работе и в семье. Авторы никого не осуждают – просто творят потеху. Можно, конечно, и думать, сопоставлять, но это не обязательно.
«Клубничка» вырастает всредних размеров баобаб, когда на сцену выступают еще и жены. Магдаи Милдред, эти милые карикатура, эти дамы-генералы, практичные и туповатые, еще ярче оттеняют обаяние и изобретательность Хэрриет. Тут и анекдотичность, и глупость, и фатальная доверчивость идут в ход. Хохот в зале крепчает. Вечеринка идет по возрастающей. Подружка главной героини, Энн (Марина Чернова), тоже вполне артистичная супер-мушкетерша, подыгрывает Хэрриет, но – в отличие от подруги!- вполне осознает, что дом- не игрушка, не триллер, не анекдот. И мужа вполне можно и нужно учить и приручать, воспитывать, и вообще лучше жить с меньшими треволнениями, не так, как фатальнаяфемина Хэрриет.
Муж Энн, брутальный джинсованныйказак Ричард (Виталий Баженов) демонстрирует удаль, беспробудное пьянство, полное отсутствие избирательности в связях. Его можно или убить, или терпеть таким, какой он есть. Ничего другого не дано.
Хэрриет, Дартаньян в секси-халатике, мушкетерша с блеском в глазах, отважная, авантюрная, аморальная, сильная, остается в финале с тем же, с чего начала – с двумя женатыми не на ней мужчинами. С видом на Биг-Бен. C огромной рыбой, расплескавшейся по кухне. Сопасением, что все снова может так ужасно запутаться… «Ключ для двоих» - вечернее десертное блюдо для взрослых. Изящнее, чем порнофильм. Почетнее, чем стриптиз. Но тоже щекочет нервы и глаз.
К чему это я? Театры бывают разные. Бывают также разные фестивали. Спорить и смеяться, думать и затихать в тех сценах, в которых думать вполне правильно – правое дело театра.
А уж взять из спектакля можно и то, что он способен дать, и то, что мы сами ему позволим нам высказать. Скоро к нам приедут театры из Ташкента и Ульяновска («Дивертисмент» работает, ищет новые пути).