Израиль стал привлекательным местом для гастролеров всех мастей и всех жанров – от рок-звезд до серьезных театров, один из которых – Питтсбургский театр балета (Pittsburgh Ballet Theatre), впервые приезжающий в нашу страну, хотя еще в 1986 году израильский хореограф Охад Нагарин поставил для этой трупы свою знаменитую работу «Tabula rasa» - еще до того, как этот балет исполнил ансамбль «Бат-Шева».
Судя по программе израильских гастролей, куда включены «Maelstrom» («Водоворот») Марка Мориса, «Sylvia Pas de Deux» Джорджа Баланчина и модернистский «Step Touch» хореографа Дуайта Родена, Питтсбургский театр балета не ограничивает себя классическим балетом, а постоянно экспериментирует, увлекая зрителя сочетанием музыки, световых эффектов, инсталляций, легкостью и отточенностью хореографии, новыми находками в исполнении уже привычных партий известных спектаклей. И все это только фон для неподражаемых танцев балетной труппы, основанный еще в 1969 году в Пенсильвании в Питтсбурге (где, кстати, родилась Марта Грэхэм), в городе с населением в 350 тысяч человек, ранее известном как индустриальный центр, а сегодня демонстрирующем такую насыщенную культурную жизнь, которой могут позавидовать и мегаполисы. Концентрация театральных и музыкальных групп в «культурном квартале» Питтсбурга так же высока, как в Нью-Йорке и Чикаго. Семь знаменитых Питтсбургских художественных коллективов, таких как Питтсбургский симфонический оркестр, Балет Питтсбурга, Питтсбургская танцевальная компания, Общественный театр и другие, проводят до 2.000 представлений в год.
Эклектичный и энергичный стиль Pittsburgh Ballet Theatre - одной из самых интересных балетных трупп в США, труппы с виртуозной техникой - сформировался благодаря ее художественным руководителям, в первую очередь благодаря Патриссии Уайльд, ученицы Джорджа Баланчина, которая привела компанию к высотам исполнения и национальному признанию. Позже труппой начла руководить Терен Орр, создавший ее нынешний репертуар, состоящий из новых версий традиционных балетов («Спящая красавица», «Щелкунчик», «Золушка»), модернистских авторских работ, поставленных на музыку современных американских композиторов и драматических произведений, расширивших границы балета, как вида искусства.
В Израиле Питтсбургский театр балет покажет вечер, состоящий из трех одноактных спектаклей. Первый из них - "Maelstrom" в хореографии знаменитого авангардного хореографа Марка Мориса на музыку Людвига Ван Бетховена, премьера которого прошла в 1994 году. "Maelstrom" - это семь взаимосвязанных пар-дуэтов, создающие линии и фигуры танца, перемещающиеся в пространстве под непрерывные волны музыки, превращающиеся в ритме движения в мозаику образов, которую сравнивают с бегом облаков на небе. Марк Морис – очень востребованный в мире хореограф, соучредитель вместе с Михаилом Барышниковым танцевального проекта White Oak Dance Project (Барышников танцевал с группой Мориса с 1990 по 2002 год) и создатель «Mark Morris Dance Group». Марк Моррис удостоился всевозможных наград мира балета и хореографии, кроме того, ему присвоено звание почетного доктора множества учебных заведений. Не все критики относятся к задумкам Мориса однозначно, хотя каждая его постановка анализируется искусствоведами, он - один из самых музыкальных хореографов нашего времени. Его танцовщики могут исполнить гамму ногами на полу. Могут пробежаться по сцене подобно тому, как руки пианиста пробегаются по клавиатуре. Так что Морису удалось внедрить музыку не только в души, но и в тела. Балеты Мориса поражают полным слиянием звука и движения. Недаром Мориса - ключевую фигуру нового постмодернистского стиля - называют Моцартом балета. Правда, он уже не ребенок, хотя до сих носит титул гениального Enfant Terrible современной хореографии. Морис продолжает развивать идею мелодии в движении, его танец не существует без музыки, ему удалось создать четко осязаемый даже в воздухе синтез двух стихий - музыкальной и балетной, изящно доказать теорему гармонии, обращенную и к нашим чувствам и к нашему рассудку.
«Sylvia Pas de Deux» в хореографии Джорджа Баланчина (оставившего в качестве наследия 425 балетов) на музыку Лео Делиба из балета «Сильвия, или Нимфы Дианы» 1876 года – образец французского стиля. Этим балетом Делиба, чье имя стало синонимом новаторских тенденций в балетной музыке 19 века, восхищался Чайковский, который писал про «Сильвию» так: «Что за прелесть, что за изящество, что за богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое!». Музыка Делиба и балет Баланчина лаконичны и красочны, мелодичны и ритмически гибки, остроумны и искренни. Премьера «Sylvia Pas de Deux» прошла в New York City Ballet в 1950-м году. Напомним, что Баланчина причисляют к трем величайшим творческим гениям двадцатого века; двое других – Пикассо и Стравинский. По меткому выражению Мориса Бежара, Баланчин «перенес в эру межпланетных путешествий аромат куртуазных танцев, украшавших своими гирляндами дворы Людовика XIV и Николая II. Он возвращал на балетную сцену чистый танец, оттесненный на второй план сюжетными балетами».
Элегантный и экстравагантный балет «Step Touch» известного постановщика Дуайта Родена, неистощимого на выдумку автора 100 балетных опусов, бывшей звезды труппы Элвина Эйли, поставлен на популярную современную музыку – на мелодии американских эстрадных шлягеров 1950-1960-х годов. Дуйат Роден передал в своем балете чувства и настроение эпохи свинга, ее ритмические нюансы. Хореография Родена и мастерство танцоров Pittsburgh Ballet Theatre добавляют еще одно измерение к этой музыке.
Отличительная особенность балетов Дуайта Родена - драйв: активная, даже агрессивная молодая энергия, молниеносная смена рисунка, не дающие опомниться, ритмы, напор и бешеный, чисто телесный оптимизм. Единицы измерения хореографии Дуайта Родена – головокружительные пластические комбинации, стержень эстетики – человеческое тело, полное энергии, силы и красоты.
Творчество Дуайта Родена названо постбаланчинским. Действительно, после работ легендарного Баланчина танцевальный мир стал другим, и огромный пласт новой хореографии может считаться постбаланчинским, причем для этого не обязательно походить на самого Баланчина, достаточно впитать его универсальный принцип соотношения ритма и пространства. Но у Дуайта Родена есть отличие от Баланчина: если у Баланчина хореография «вступает в отношения» с музыкой, то у Дуайта музыка - звуковой, эмоционально-ритмический фон балета.
6 августа, понедельник, Хайфа, «Аудиторим».
8 августа, среда, Кармиэль, «Гейхал ха Тарбут» (в честь 25-летия фестиваля танца в Кармиэле).
9 августа, четверг, Ришон ле-Цион, «Гейхал ха-Тарбут».
10 августа, пятница, Кфар-Менахем, «Бейт ха-Баним».
Сайт Питтсбургского театра балета:
http://www.pbt.org/