«Страсть танца» - так описывает хореограф Патрик Сальо, руководитель балетной труппы оперного театра Мец-Метрополь (Ballet de l'Opéra-Théâtre De Metz Métropole) в округе Лотарингии во Франции - свое видение балета.
Именно в его постановке в начале августа в Израиле будут показаны три известнейших одноактных балета: «Дафнис и Хлоя» на музыку Мориса Равеля, «Шахерезада» на музыку Римского-Корсакова и «Послеполуденный отдых фавна» на музыку Дебюсси. В свое время три этих балета считались шедеврами Дягилевских сезонов в Париже. В Израиле в обновленной хореографии Патрика Солье их покажет балетная труппа одного из старейших действующих театров Франции - Opéra-Théatre de Metz Métropole.
Этот театр в городе Меце - не только один из старейших во Франции, но и один из лучших. Там ставят не только знамениые русские балеты Фокина и Дягилева, но и оперы русских композиторов. Одна из главных изюминок театра – «Иоланта» Чайковского.
В Меце традиции поддерживаются строго – так в театре сохранились собственные ателье и мастерские, в которых изготовляют декорации и костюмы для спектаклей, всегда красочных и потому особо праздничных. А сама история появления оперного театра в Меце восходит еще к 1732 году, когда герцог Шарль Фуке решил обустроить в городе современную площадь и театр, что было вполне в духе Просвещения. Для строительства было решено осушить остров Пти-Соль. Набережная острова была отстроена заново и стала соединяться с Мецом с помощью четырех мостов, а строительством театра занялся местный архитектор Жак Оже.
Строительные работы были на несколько лет прерваны войной за австрийское господство, и в итоге опера Меца была сооружена за 20 лет в период с 1732-го по 1752-й год.
В разные годы существования оперного театра в Меце на его сцене выступали многие известные мастера искусства: в начале 20 столетия здесь блистала Сара Бернар в опере «Тоска», а в 1960-х годах была осуществлена постановка «Пеллеас и Мелизанда», декорации к которой создал гениальный художник, писатель и режиссер Жан Кокто.
Дух Просвещения в театре поддерживает и хореограф Патрик Сальо, во многом взявший на вооружение принципы танца Мориса Бежара – красоту, энергию, эффектность. "За что я люблю свое ремесло, так это за то, что мы никогда не бываем в одиночестве.
Блистательные, навязчивые, раздражающие танцоры - рядом; они рядом, чтобы мы ими занимались" – так говорил Бежар и так повторяет Патрик Сальо, воспитавший несколько поколений танцоров. «Страсть танца глубоко вошла в мое сердце и тело, танец для меня – куда больше и выше чем профессия!» - говорит Патрик Сальо, начавший свою карьеру в Руане, затем бывший солистом Королевского балета Валлонии и балета Марселя в труппе Ролана Пети, позже ставший ведущим премьером Оперы Нанта. Балетмейстером-постановщиком Мец-Метрополь он работает с 1977 года и поставил для балетной труппы этого театра большинство спектаклей. Под его руководством Балет Мец-Метрополь получил несколько наград Министерства культуры Франции.
«Дафнис и Хлоя», «Послеполуденный отдых Фавна» и «Шахерезада» – наиболее эмоциональные его работы, в которых, по его словам, «он оставил часть себя». «В этих работах есть чувственность, цветистость, прекрасные персонажи и сказочная музыка» - говорит Патрик Сальо, возрождающий историю русского балета во Франции, ведь именно труппа Дягилева «Русский балет» под покровительством князя Монако, просуществовавшая вплоть до 1929 года, была необычайно популярна во Франции и Англии. Патрик Сальо переосмысливает шедевры Фокина и Нижинского – реформаторов балетного искусства - но в своем видении.
«Дафнис и Хлоя» - одноактный балет на музыку Мориса Равеля - был изначально поставлен Михаилом Фокиным по роману древнегреческого писателя Лонга о любви пастуха и пастушки, которым покровительствуют силы природы. Равель начал писать музыку к этому балету по заказу Дягилева, организатора «Русских сезонов», еще в 1909-м году. Премьера состоялась в Париже в июле 1912 с декорациями и костюмами Леона Бакста. В одном из писем Равеля от 1910 года есть такие строки: «Дафнис» продвигается не особенно быстро. Неизвестно, что еще эти русские с ним сделают!» Фокин и Дягилев сделали так, что балет «Дафнис и Хлоя» поразил современников совершенно новой балетной эстетикой. Фокин воплотил в пластике древнегреческие барельефы, показал дикие пляски неистовой вакханалии. Партии исполняли прославленные Вацлав Нижинский и Татьяна Карсавина. Впоследствии балет был поставлен на многих сценах мира разными балетмейстерами. Патрик Сальо одновременно и возрождает традиции русских сезонов и вносит свое принципы в музыку Равеля и старинный сюжет.
Именно «Дафнис и Хлоя», по мнению одного из парижских критиков, оказался «самым совершенным и поэтичным произведением из поставленных труппой Сергея Дягилева».
«Шахерезада» в постановке Михаила Фокина также считается жемчужиной мировой хореографии. Этот балет был поставлен на музыку одного из лучших симфонических произведений Римского-Корсакова, написанного им в 1888 году под впечатлением от сказок «Тысячи и одной ночи». Михаил Фокин поставил «Шахерезаду» с декорациями и костюмами Леона Бакста в 1910 году.
«Послеполуденный отдых фавна» - также одноактный балет, премьера которого состоялась в мае 1912 года. Хореографом и главным исполнителем стал Вацлав Нижинский, декорации и костюмы – также Бакста. Музыка – симфоническая поэма Клода Дебюсси «Прелюдия к Послеполуденному отдыху фавна» на основе поэмы Малларме. Изначально это произведение, опубликованное в 1876 году, предназначалось для знаменитого драматического актера Коклена-старшего. Декламация должна была сопровождаться танцами. В 1892 году Дебюсси решил написать симфоническое произведение по этой поэме, а спустя несколько лет на это сочинение Дебюсси обратил внимание Дягилев, который стремился пополнить репертуар своей труппы.
Патрик Сальо осуществил достаточно дерзкий проект, поставив заново эти балеты, ставшие легендой и столь ассоциирующиеся с русскими именами. И именно этот проект театр Мец-Метрополь привозит в Израиль.
Балет «Мец-Метрополь» – Франция
Вечер одноактных балетов – «Дафнис и Хлоя», «Шахерезада», «Послеполуденный отдых фавна».
Модиин, 5 августа, воскресенье, «Гейхал ха-тарбут», 20.30, 08-9296979.
Хоф ха-Кармель, «Гейхал ха-тарбут Муза», 6 августа, понедельник, 20.30, 04-9840984.
Нетания, 8 августа, среда, «Гейхал ха-тарбут», 20.30, 09-8308811.
Кармиэль, фестиваль танца, 9 августа, четверг, «Гейхал ха-тарбут», 20.30, 04-9881111.
Сайты Ballet de l'Opéra-Théâtre De Metz Métropole
http://opera.metzmetropole.fr/site/index.php
http://www.facebook.com/BalletOperaMetz