Юрий Башмет – один из наиболее выдающихся личностей современности. Он из той небольшой когорты музыкантов, которым Богом и Судьбой предназначено не просто достойно пройти тернистый, но славный творческий путь, но и открыть новые горизонты для будущих поколений.
Этот выдающийся исполнитель, сделавший альт одним из лидеров современного концертного исполнительства, сегодня заслуженно обладает всевозможными титулами и званиями, в том числе, и довольно экзотическими – например, ему присвоено звание Офицера ордена Почетного легиона, ордена изящных искусств и словесности Франции и ордена Великого князя Литовского Гедиминаса. В ноябре Народный артист СССР, неоднократный лауреат госпремий СССР и РФ Юрий Башмет и его знаменитый ансамбль "Солисты Москвы" приезжает в Израиль, чтобы со своей публикой отметить сразу два юбилея: 60-летие самого Маэстро и 20-летие его коллектива.
Юрий Башмет давно взял за правило – неизменно, из года в год, встречать свой день рождения на сцене и самому делать музыкальные подарки. В год, ознаменованный сразу двумя важными для Маэстро юбилеями – его собственным и его коллектива "Солисты Москвы", давно ставшего для него семьей, для гастрольной программы Башмет отбирает произведения с особой тщательностью. Концерты, которые пройдут в Израиле, обещают быть как всегда внушительным, соответствующими величине музыканта.
В первом отделении юбилейных израильских концертов, которое многообещающе называется "Бенефис альта", будет исполнен квартет Франца Шуберта "Смерть и девушка" в переложении Густава Малера. В Израиле этот шедевр прозвучит в первозданном виде – таким, как представляли его Шуберт и Малер и как трактует его сегодня Башмет. "Я до сих пор не понимаю, почему Шуберт назвал свой струнный квартет "Смерть и девушка", - недоумевает Юрий Башмет. - Его музыка не о девушке, не о смерти, и в то же время - и о девушке, и о смерти, о рождении, страданиях, преодолении. Она - о человеке. Общечеловеческая".
Продолжит "Бенефис альта" очаровательное Концертино Николо Паганини для альта и оркестра, которое Юрий Абрамович представит в основном своем качестве – солиста, а не дирижера. Именно в этом произведении впервые на этих вечерах прозвучит знаменитый альт работы Паоло Тесторе 1758 года, который Башмет приобрел по случаю еще в 1972 году за 1500 рублей и играет на нем до сих пор. На инструментах этого миланского мастера играл сам Моцарт - однажды оказавший в музее Моцарта в Зальцбурге, Башмет обнаружил, что альт великого композитора является "родным братом" его инструмента. Разница изготовления – каких-нибудь 3 года…
Действительно большие и приятные сюрпризы от Башмета, его виртуозная игра, мягкий и певучий тембр двухсотлетнего альта и многоголосье струнного оркестра ждут публику во втором отделении юбилейной программы, получившей название "Концерт после концерта. Бисы и миниатюры". Первая часть "Маленькой ночной серенады" Моцарта, "Блюз" и "Вальс" Тору Такемицу, "Grave" из концерта для альта и струнного оркестра Бенда, "Русская песня" из оперы "Мавра" Стравинского, "Вальс" из "Серенады для струнного оркестра" Чайковского, "Скерцо" Шостаковича, еврейская молитва "Коль Нидрей" Макса Бруха и, наконец, зажигательная "Полька" Шнитке, во время которой, несмотря на камерность обстановки, всегда хочется пуститься в пляс… Все эти произведения составляют "Золотой фонд" репертуара Башмета и его прославленного коллектива, и где бы не проходили их концерты, они неизменно вызывают зрительский восторг, а, соответственно, и настойчивое бисирование.
Именно во время исполнения этих великих и знаменитых творений наступает прозрение. Вот почему Юрий Башмет уже в студенческие годы был удостоен Второй премии Международного конкурса альтистов в Будапеште (1975) и Гран-при на конкурсе альтистов в Мюнхене (1976), вот почему о нем заговорили как о феноменально одаренном артисте и ему рукоплещут самые именитые концертные залы всего мира. И, наконец, вот почему с ним хотят вновь и вновь сотрудничать такие всемирно известные дирижеры и музыканты, как Сейджи Озава, Геннадий Рождественский, Валерий Гергиев, Шарль Дютуа, Невилл Марринер, Майкл Тилсон Томас, Курт Мазур, Бернард Хайтинк, Кент Нагано, Саймон Рэттл, Юрий Темирканов и Николаус Арнонкур, а до них Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович, Пауль Захер и Рафаэль Кубелик - любое произведение, которое понравится Башмету, Маэстро одним взмахом своего смычка превращает в чудесную сказку.
"Бенефис альта" – название цикла концертов. В каждой стране программа бенефиса оригинальная и подбирается с учетом вкуса и традиций местной публики. Однако, как отмечают ценители таланта Башмета, никогда еще он столько не играл на альте, как в этой юбилейной программе – Маэстро буквально не выпускает инструмент из рук в течение всего вечера.
Камерный оркестр "Солисты Москвы" был создан Башметом в 1992 году. В его состав вошли блестящие выпускники и аспиранты Московской консерватории. За два десятилетия творческой деятельности коллектив сыграл более 2 тысяч концертов на пяти континентах. "Солисты Москвы" - единственный российский камерный оркестр, удостоенный престижной премии "Грэмми". Эту награду музыканты получили в 2008 году за запись произведений Игоря Стравинского и Сергея Прокофьева. По мнению международной критики, коллектив отличает легкость исполнения сложнейших произведений мировой классики, виртуозная техника игры на инструментах и необычайная слаженность.
Израильские юбилейные концерты Юрия Башмета и камерного ансамбля "Солисты Москвы" состоятся:
4 ноября, в воскресенье, в 20.30 - в Иерусалиме ("Театрон Иерушалаим" - зал "Генри Краун");
5 ноября, в понедельник, в 20.30 - в Беэр-Шеве (Центр сценических искусств - Большой зал);
6 ноября, во вторник, в 20.00 - в Хайфе ("Аудиториум");
7 ноября, в среду, в 20.30 - в Ришон ле-Ционе ("Гехал Меир ле-Тарбут");
8 ноября, в четверг, в 20.30 - в Ашдоде (Центр сценических искусств).