В октябре в Израиле пройдут гастроли Театра Романа Виктюка со спектаклем по выдающемуся роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Как всегда, Маэстро Виктюка не останавливают ни авторитет автора, ни чуть ли канонический текст, ни святость для читателя персонажей повествования. Сам мечтающий когда-нибудь сыграть Воланда, Роман Яковлевич в своей постановке не менее великодушен и беспощаден, нежели его любимый булгаковский герой. Иван Бездомный, с точки зрения режиссера, не менее важен и интересен, чем Иешуа Га-Ноцри. И диалектические единство и борьба Добра и Зла для него тоже не столь очевидны. А любовь Мастера и Маргариты в интерпретации Виктюка – это, прежде всего, страдание и боль.
Премьера спектакля «Мастер и Маргарита», гастроли которого пройдут в Израиле в начале октября в постановке Роман Виктюка, состоялась еще в 2001 году и сразу стала событием культурной жизни России. Эта театральная версия главного романа Булгакова изначально радикально отличалась от оригинала. Нужно учитывать, что спектакль, который едет в Израиль, – уже третье обращение самого эпатажного и не менее талантливого режиссера современности к культовому для русской литературы тексту. Более того, в звездной плеяде театральных и кинопостановщиков этого романа Булгакова Виктюк исторически оказался одним из первых – его трактовки «рукописей, которые не горят» были благословлены еще вдовой Булгакова, до конца не верившей в смелую попытку молодого тогда, но весьма амбициозного театрального режиссера Романа Виктюка.
По сравнению со всеми будущими и предыдущими версиями и трактовками у Виктюка меньше романтики и больше философского осмысления феномена сталинской эпохи, которая предстает в спектакле со всем абсурдом и нелепостью. Великий бал Полнолуния оказывается шабашем советских вождей, где, кроме прочей нечисти, танцуют не самые принципиальные последователи революционной идеи. Не менее интересны для Виктюка и простые человеческие отношения: для Мастера и Маргариты любовь приносит лишь страдание и боль. За всем происходящим наблюдает Воланд, холодный и отстраненный. «Воланд настолько противоречив, что его вполне можно переосмыслить как Иисуса Христа из текстов Матфея», - недвусмысленно поддразнивает Маэстро многочисленных трактовщиков своего неординарного творчества.
Воланд для Виктюка – не просто сумрачный могущественный персонаж. По признанию режиссера, это его любимый герой, которого он хотел бы сыграть сам: «Потому что это зло, которое делает добро!».
Светлое начало у Виктюка – это Иван Бездомный и его безумие: именно так, по мнению режиссера, тянущимися из ниоткуда незаметными гибкими ростками вплетается в сознание нормального человека «сумасшедшее бытие», смешивается прошлое и настоящее, реальное и нереальное.
Абсурд и трагизм происходящего на протяжении постановки постоянно подчеркивают «документы эпохи»: всевозможные песни и арии («Если завтра война», «Люди гибнут за металл», «Эй, ямщик, гони-ка к «Яру»), а также пламенные речи Великого Кормчего и гневные выступления представителей пролетариата.
Спектакль поставлен в жанре сценического шоу, воздействующего на зрителя потоком плещущей со сцены энергии, проводниками которой волею режиссера, а также в силу личного таланта стали актеры Театра Виктюка.
Наряду с признанными фаворитами труппы, такими как заслеженный артист РФ Дмитрий Бозин, являющийся в этом спектакле в обличии мессира, в постановке на равных задействованы восходящие звезды театра. Например, Игорь Неведров, хорошо знакомый израильским театралам по роли Есенина в спектакле «Сергей и Айседора», – в «Мастере и Маргарите» этот талантливый актер предстает сразу в двух образах: Иешуа и Бездомного. А исполнитель ролей Мастера и Пилата Михаил Фатеев, дебютировавший еще в 2001 году в Театре Нижнего Новгорода, где Роман Яковлевич ставил «Мастера», настолько ярко тогда о себе заявил, что тут же получил приглашение в Москву – в Театр Виктюка.
Эстет и декадент Роман Виктюк, подобно своему любимому булгаковскому герою, в этом спектакле, как всегда, продемонстрировал свой немного отчужденный, но уверенный и смелый почерк мэтра-экспериментатора. Мастер поставил спектакль о Мастере и вновь победил: миру представлен новый, но все тот же Виктюк – великий, дерзкий и эпатажный.
Спектакли «Мастер и Маргарита» Театра Романа Виктюка состоятся:
7 октября, воскресенье, в 20.00 - в Тель-Авиве (Театр «Гешер» - зал «Нога»);
8 октября, понедельник, в 20.00 - в Тель-Авиве (Театр «Гешер» - зал «Нога»);
9 октября, вторник, в 20.00 – в Иерусалиме (Центр «Жерар Бахар»);
10 октября, среда, в 20.00 - в Беэр-Шеве (Центр сценических искусств);
11 октября, четверг, в 20.00 - в Ашкелоне («Гейхал ха-Тарбут»);
12 октября, пятница, в 20.00 - в Кирият-Хаиме («Театрон ха-Цафон»).
Организатор израильских гастролей Театра Виктюка – продюсерская компания YM Production под руководством Марка Юрика.