Сколько лет джазу? Говорят, что он родился в середине 19 века в чернокожей Америке. Другие отводят этому жанру больший век, отсчитывая его от средневековой Африки. Утесов считал, что джаз родился в Одессе, разбирая мелодию песни «Прощай, прощай, Одесса мама», написанную Шелтоном Бруксом в 1910 году. Вот в России он ее написал или уже в эмиграции, в Америке – вопрос открыт поныне. Некоторые отсчитывают джаз от первых регтаймов – от начала 20 века. Наконец, напомню фразу «Джаз родился в Новом Орлеане» и дату 26 февраля 1017 года – в этот день квинтет, назвавшийся «Original Dixieland Jass Band», записал первую джазовую пластинку. И слово с тех пор изменилось (Jass на Jazz), и музыка эта распространилась сначала от Нового Орлеана до Мемфиса, Сент-Луиса и Чикаго, потом добралась до Нью-Йорка, сделав город Большого Яблока еще и всемирной столицей джаза. А если столица всемирная, значит джаз – искусство всемирное.
По сей день некоторые джазовые авторитеты считают, что музыка эта подвластна только афроамериканской части человечества, а другие расширяют рамки лишь до границ США. Но третьи считают, что и в Европе и в Латинской Америке можно найти исключения из правил, а по мнению четвертых ни расовых, ни национальных, ни географических рамок в джазе сегодня не существует. Трудно представить историю джаза без евреев Бенни Гудмена и братьев Брейкер, без цыгана Джанго Рейнхарда, без англичанина Джона Маклафлина, без австрийца Джо Завинула, датчанина Нильса Педерсена, чеха Мирослава Витоуша и ... русского Билла Эванса – у великого американского пианиста мама была чистокровной русской и через нее переписывались с ее сыном советские джазмены.
В джазе много легенд и сплетен, выросших вокруг музыки. Но сплетни – не история.
История джаза в том, как меняются темы старинных песен от стиля к стилю. Как звучали Summertime Гершвина и Love for Sale Портера в эпоху свинга в больших оркестрах, в маленьких боповых комбо Паркера и Монка, в модальном джазе, придуманном Дэвисом и Колтрейном и как они звучат сегодня в исполнении современных музыкантов.
Именно этому будет посвящена встреча в зале «Гармония» 6 сентября. Вечер этот открывает фестиваль «Музыка в Иерусалиме», который амута «Теэна» проводит при поддержке Центра интеграции артистов-репатриантов. Вечнозеленые джазовые мелодии в разных стилях будут играть два замечательных музыканта – пианист Шимон Липкович и саксофонист Леонид Сендерский. Оба – воспитанники питерской джазовой школы. Оба - в ряду ведущих джазменов Израиля. Оба - постоянные участники международных фестивалей «Джаз-глобус». Комментирует музыку и рассказывает об истории джаза журналист Владимир Мак.