"Live Soundtracks for movies that don’t yet exist" - так на универсальном английском назвал Ави Беньямин свой сольный проект . Проект настолько таинственный, что впору было бы для названия выдумать новый язык, не существовавший прежде. Живой саундтрек к несуществующим фильмам? Музыка к фильму, который еще не отснят? К фильму, который пока прокручивается только в воображении? А где тогда живет музыка к нему? Музыка, которая еще не родилась и которая прозвучит 25 октября в Тель-Авивском музее искусств.
Прозвучит ли? Или будет показана, сыграна, разыграна по нотам и разложена на мизансцены – как оно бывает в кино и театре? Ави Беньямин рассказывает, играет и показывает одновременно на сцене и на экране музыку своей жизни и озвучивает в ней свое видение театра, кино и происходящего. Фильм о его философии в искусстве пока не снят, и потому его воображение становится прозрачным, а происходящее в нем - понятным, благодаря звукам, голосам, музыке, эффектам, технологии, воображению. Всему, что задействовано в проекте "Live Soundtracks for movies that don’t yet exist".
Несуществующие фильмы существуют пока в сознании автора. Зрители становятся со-авторами, соучастниками и свидетелями творческого процесса создания саундтрека, звуковых эффектов, работы актеров и музыкантов на экране. Концепция этого мультимедийного шоу: показать изнанку творчества - фильм, который еще не снят; музыку, которая сочиняется тут же на сцене; рассказать о том, как придумывается то, что выносится из-за кулис на авансцену; о том, что предшествует озвученному результату, о процессе поиска, процессе творчества.
Предшествовало этому проекту то, что в 1991 году Ави - композитор, пианист мультимедийный артист - стал одним из основателей театра "Гешер" и оставался музыкальным руководителем театра два десятилетия, написав музыку к более чем 80 театральным постановкам и фильмам.
Образование Ави Беньямин получил как классический пианист, занимался джазом и роком, собрав позже воедино опыт работы в разных музыкальных жанрах и воплотив его в музыке к спектаклям. Ави писал музыку к московским театральным постановкам, получив свою первую театральную премию в России. А первую театральную награду в Израиле – как лучший театральный композитор - он получил в 2001 году за музыку к гешеровскому спектаклю "Дьявол в Москве" с Хаимом Тополем в главной роле. Среди его работ в кино - музыка к фильму "Друзья Яны" Арика Каплуна. В 2003 году в исполнении оркестра "Симфонетт Раананы" прозвучала премьера его "Симфонической Сюиты". Музыка Ави Беньямина звучала на многих международных театральных фестивалях: в Сиднее, Пекине, Авиньоне, в Линкольн-Центре в Нью-Йорке.
В 2011 году Беньямин занялся новым уникальным музыкальным проектом – проектом, который невозможен без интеракции с публикой, без того, чтобы фантазия зала и воображение зрителей не работали на полную мощность. Куда могу увести слушателей звуковые дорожки к еще не существующим фильмам? Куда по ним идет сам музыкант? Как в одном представлении склеить все дорожки из коллекции записей, накопившихся за годы работы?
Вот как: сцена, музыкант, инструмент, экран. Композитор один на сцене с клавишами и актерами – актерами, появляющимися на экране, с которыми он ведет музыкальный диалог.
Творческий спор, дискуссия, в которой рождаются и иллюзия и живая музыка к фильму. Музыкант импровизирует, актеры на экране проговаривают текст, звуковые эффекты подобраны точно в ритм и в такт синхронизированным действиям партнеров на экране и действию на сцене. Музыка – не иллюстрация, не описание, а просто часть этого мира. Так возникает иллюзия записи живой музыки. Граница между реальностью происходящего и мечтой о воображаемой будущей музыке стирается в этом полу-виртуальном мире.
Этот проект – коллекция саундтреков к фильмам, мелодий и рассказов, стихов и спектаклей, воспоминаний, пародий, звуковых эффектов и музыки Бетховена, с которым Ави играет в 4 руки. В кино, театре и музыке возможно всё - ведь всё происходит в воображении, выплеснутом на сцену. Можно сыграть с Бетховеном, преобразовать молитву на идиш в мелодию к японскому фильму, заставить игрушечная овечка блеть и играть на трубе, а студенты актерской школы в это время пытаются понять природу смеха. Тем более, что смеха в этом представлении достаточно, а также интеллигентного юмора, четкого тайминга, современных технологий, виртуального многоязычия, смеси реальности и воображения. На сцене - Ави Беньямин, на сцене - его студия, кулисы, интерпретации и новаторство. На сцене – закулисье с его тайнами и с его музыкой – тонкой, глубокой, интимной и оригинальной. "Это философский интеллектуальный аудио-визуальный опыт" - сказал один из критиков. И это - одно из самых необычных зрелищ...
Маша Хинич