«Вышел ангел из тумана, (вынул «Приму» из кармана)…».
Присказка – как кадриль с притопом.
И что-то про сегодня, и – что-то про российское всегда. Cтараяпопевка. Народно- блатная, когда и Бог, и шпана вместе. В современной России – так мы видим из своего близкого далека – идет поиск всего сразу. Политиков и судей, идеологов и художественных форм. Театр и кино вслепую, будто с повязкой на глазах нащупывают тропинку в лесах и на горах. Что-то брезжит, что-то грезится, кто-то зовет в тумане. Культура – кардиограмма, никакая другая человеческая лаборатория не дает такого полного понимания происходящего, как мозаика культурных событий, экспериментов, взлетов, заблуждений. Над чем люди плачут – вот вопрос общества и его искусства. От чего смеются –вот тема для психологов и социологов. Искусство – показатель душевного здоровья (нездоровья) общества, точный и чуткий показатель.
В программе долговременного и масштабного фестиваля «Театральный дивертисмент» русскоговорящей израильской публике в октябре будет предложен спектакль Архангельского драматического театра имени Ломоносова «Вышел ангел из тумана» по пьесе весьма востребованного российского драматурга Петра Гладилина.
Петр Гладилин – литератор, художник, режиссер. Он пишет романы и пьесы о современной ему России, о стране-тайне с большим потенциалом и неизменно драматичной судьбой. Спектакли по драматургии Гладилина идут более чем в 80 театрах России и за рубежом.
В Архангельске пьесу «Вышел ангел из тумана» поставил главный режиссер театра имени Ломоносова Петр Орлов.
…Семья. Такая же, как большинство семей. Cо своими скелетами в шкафах, горячей ненавистью, горькой и нескладной любовью.
Космос этих отношений – непостижим. Хоть сто лети – до границы не долетишь. Души и порывы участников этого семейного театра темны и невнятны. Каждый из нас может узнать себя и своих близких в этих мозаичных картинках, скандалах, перипетиях, шантаже и побегах. В оковах ритуалов, в лицемерии тлеющих традиций. На тему семьи так много всего уже сказано и расследовано – а тема так и осталась неизученной. Брат –враг, дети- предатели…оковы из семейных улыбок-поцелуев-гримасок, мир наших будничных и трудных потрясений. Боль чужая – своя- всеобщая – безликая…
Театр – не зеркало, а увеличительное стекло, говорил Маяковский. Хотя в современном жестоком мире уже даже скорее зеркало, преувеличить наши катаклизмы трудно. В сокровищнице- репертуаре «Театрального дивертисмента», поставившего себе целью знакомить нашего зрителя с тенденциями и звездными дорогами, опытами и праздниками театров бывшего Союза, Петр Гладилин не мог не появиться, это знаковая фигура, драматург-диагност, фиксирующий важные, актуальные и показательные процессы в российском обществе. В его лице театры России имеют рупор и летописца своего времени. Но талант писателя, «инженера человеческих душ» был бы неполным и вторичным, если бы беды и взлеты, поиски и слезы имели только географическую привязку. Судьбы и трагедии, характеры и человеческие слабости героев россиянина, мастера простых и эксцентричных парадоксов Петра Гладилина понятны и близки всем, растит детей, делает карьеру, теряет любимых, ищет смысл жизни на этой земле, под этой старой и всегда юной луной.
В пьесе есть библейские мотивы, ясный и добрый интернационализм, парадоксы и гэги, тихая мелодия любви - и печаль по истинному.
Эта трагикомедия предлагает зрителям задуматься – и отпустить тяжесть со своих душ, вздохнуть полной грудью (а иначе зачем театр вообще?!). Пенсионерка Екатерина Кондратьевна говорит о теплой зимесвоей молодости и любви, о светлой памяти и благородной искренности. Нам все это близко, наша душа проходит по той же орбите.
Ангел из Архангельска летит к нам – вот и посмотрим, что у него в карманах.
Спектакли пройдут
28 октября в тель-авивском зале «Анис»,
29 октября в Ашдоде (матнас «Дюна»),
31 октября в Ариэле («Гейхал ха-Тарбут»),
1 ноября в Маалоте (новый «Гейхал ха-Тарбут»)