В воскресенье, 28 октября, в 20.30 в Новом Ашдодском центре сценических искусств пройдет торжественное открытие сезона "Большой симфонической серии". Первый концерт даст Государственный Иерусалимский Симфонический оркестр Управления телерадиовещания под руководством французского пианиста, композитора и дирижера Фредерика Шазлена, назначенного директором оркестра менее двух лет назад Фредерик Шазлен работал и с Даниэлем Баренбоймом и с Пьером Булезом, ему в равной мере интересна и старая и новая музыка. Он - личность разносторонняя: любит играть, дирижировать симфонической музыкой и оперой, а также писать музыку Фредерик Шазлен – также частый гость Израильской оперы.
В программе первого представления "Большой симфонической серии" - концерт Равеля для фортепьяно с оркестром, сюита "Жар-Птица" Стравинского, Первая симфония Бетховена и увертюра к опере "Вильгельм Телль" Джоаккино Россини.
Стоит сказать, что наступающий 2013 год будет объявлен годом культуры в Ашдоде. На образование и культуру выделено треть муниципального бюджета. В городе помимо небольших залов, выстроены открывшийся летом Центр сценических искусств, редактором музыкальных программ которого стала Янина Кудлик, и самый крупный в стране амфитеатр, центр искусств "Монарт", городской парк, проводятся фестивали на набережной, существуют два музея.
Открылся музыкальный сезон недавним реситалем пианиста Даниила Трифонова, на концерт которого съехались меломаны со всей страны и были вознаграждены. Но то было только начало. 28 октября нас ждет продолжение серии классической музыки: выступление известнейшего Иерусалимского Симфонического оркестра, созданного еще до образования государства - в 1936 году, как ансамбль при радиостанции "Голос Иерусалима". В первые годы своего существования этот небольшой тогда оркестр играл марши, исполнял легкую классику, занимался всем, что позволял его тогдашний состав, постепенно расширявшийся. В пятидесятые годы благодаря репатриантам из Румынии и Польши ансамбль радио превратился в небольшой симфонический оркестром, которым руководил Отто Клемперер. В следующем десятилетии оркестр возглавил Менди Родан, приехавший из Румынии и постепенно выведший оркестр на серьезный уровень. Но большим оркестром ИСО стал только в 1974 году, благодаря алие 70-х годов, когда в Израиль приехали музыканты из московских, ленинградских и вильнюсских оркестров. Во главе ИСО стоял тогда американский еврей Лукас Фосс, видная фигура в музыкальном мире, признанный авангардист, воспитавший целое поколение израильских композиторов.
Оркестр, будучи единственным государственным оркестром Израиля, не зависел в финансовом отношении от продажи билетов и мог позволить себе исполнение большого количества современных произведений. Особое внимание Фосс уделял израильской музыке. Ему же принадлежала идея так называемых "музыкальных марафонов", когда с пяти вечера и до полуночи звучала музыка, объединенная одной темой, например: Вена или Малер, Чайковский или "От Монтеверди до Стравинского". Всё вместе - новые идеи Фосса, музыканты высокого профессионализма и большой концертный зал в новом тогда "Театрон Иерушалаим" превратили оркестр в тот коллектив, который знаком сегодня всем. Именно в 1970-е годы оркестр прибавил к своему названию слово "Иерусалимский". Возросло число выступлений с ИСО знаменитых музыкантов.
Оркестр в новом качестве привел в "Театрон Иерушалаим" и новую публику. Надеемся, что и в новый Ашдодский зал придет новая публика, ищущая классическую музыку высшего уровня.
О Иерусалимском симфоническом оркестре нельзя говорить без упоминания имени Гарри Бертини, дирижера, занимавшего пост руководителя этого коллектива с 1979 года. Уроженец Буковины, приехавший в Израиль в конце 40-х годов, воспитанник парижской и миланской консерваторий, Гарри Бертини был создателем двух музыкальных коллективов: Израильского камерного ансамбля и Национального хора "Ринат". Он был приглашен на пост музыкального руководителя Иерусалимского симфонического оркестра в зените славы: присвоение государственной премии Израиля и большой успех на европейской сцене. Так же, как расширение состава и приход Лукаса Фосса, эпоха Гарри Бертини знаменовала собой новый скачок в уровне оркестра. Среди дирижеров, постоянно выступавших с Иерусалимским симфоническим оркестром, был и Юрий Аранович. Он был связан с этим оркестром сразу же после репатриации в Израиль в 1971 году.
Немного о программе концерта, где сплетены Париж, музыка к балетам, русско- французские связи, и который откроется Концертом для фортепьяно с оркестром Мориса Равеля (солирует сам Фредерик Шазлен). Равель - французский композитор-импрессионист, один из реформаторов музыки 20 века. Не случайно в программе 28 октября сразу после его концерта будет исполнена музыка другого реформатора - Стравинского. После Первой Мировой войны Морис Равель познакомился благодаря "Русским сезонам" с Дягилевым. Именно Дягилев заказал Равелю музыку к балету "Дафнис и Хлоя", где главную партию исполнял Нижинский. Затем на музыку Равеля был поставлен ещё один балет – "Вальс", после премьеры исполнявшийся как отдельное произведение. Стоит напомнить, что по заказу русского дирижера Кусевицкого Равель сделал оркестровку "Картинок с выставки" Мусоргского, что замысел его "Болеро" принадлежит знаменитой балерине Иде Рубинштейн, а последним его произведением стали "Три песни" к первому звуковому фильму "Дон Кихот", написанные для Шаляпина
Сюита "Жар-птица" Стравинского продолжает историю музыки начала 20 века. Эта сюита была переделана им из ранее написанной музыки к балету, то есть это музыка как бы в "сжатом" виде. Замысел балета «Жар-Птица» не принадлежал самому Стравинскому. Балет был заказан ему в 1910-м году, когда либретто было уже готово. А сама идея создания сценического произведения на тему русской сказки возникла в среде художников, театральных и литературных деятелей, причастных к одному из самых влиятельных эстетических кружков начала 20 века «Мир искусства». Так или иначе, они также были связаны с антрепризой Сергея Дягилева и его "Русскими сезонами". Кстати, на премьере балета "Жар-Птица", поставленного Михаилом Фокиным, присутствовал и Морис Равель.
Стравинский создал три варианта сюиты. В 1911 году он составил из музыки балета сюиту для большого оркестра. Зимой 1918-го — весной 1919 года сделал вариант сюиты для оркестра среднего состава В 1945 году Стравинский вновь обратился к сюите и создал ее третью редакцию. На концерте в Ашдоде прозвучит первый вариант - 1911 года.
В программу ИСО в Ашдоде включены и более ранние музыкальные произведения: Увертюра к опере "Вильгельм Телль" Россини, впервые исполненная в Париже в 1829-м году, и 1-я симфония Бетховена, законченная им в 1800-м году.