В середине января 2013-го в Израиле пройдут гастроли театра Моссовета с двумя чеховскими постановками выдающегося режиссера современности Андрея Кончаловского, два года назад с большим успехом показавшего в Израиле спектакль "Дядя Ваня". На сей раз зрители увидят две его постановки – и "Дядю Ваню" и новую - "Три сестры", ставшую главной премьерой нынешнего московского театрального сезона. Эти спектакли будут идти также с переводом на иврит. Единство "Чехов-Кончаловский" – так можно охарактеризовать работу режиссера и эти гастроли, приуроченные к 75-летию режиссера. Гастроли, которые станут ярчайшим событием театрального года в Израиле.
Для Андрея Кончаловского было принципиально, чтобы практически все актеры звездного состава, занятые в "Дяде Ване" (Александр Домогаров, Александр Филиппенко, Юлия Высоцкая, Павел Деревянко и другие), получили новые роли в "Трех сестрах" – в спектакле, ставшем прямым продолжением и развитием "Дяди Вани". В новом спектакле используются декорации того же стиля, что и в "Дяде Ване". На этом единство двух спектаклей не заканчивается. Вторая часть чеховской дилогии Кончаловского в театре Моссовета выполнена в том же изобразительном стиле: тщательно отобранный реквизит и костюмы, созданные Рустамом Хамдамовым, выглядят особенно ярко на фоне минимально заполненного пространства, почти абстрактного.
Андрей Кончаловский как-то сказал: "Настоящий режиссер – режиссер, который не кино снимает, а понимает людей. Во всяком случае, пытается их понять, потому что понять людей, конечно, невозможно". Понять невозможно, а пытаться можно - на театральной сцене. Театр Кончаловского придерживается традиций классического психологизма, однако, как и в "Дяде Ване", в "Трех сестрах" характеры интерпретируются с неожиданной, парадоксальной, иногда острой иронической интонацией. Это придает абсолютно новый смысл большинству монологов пьесы, что в свою очередь ведет к новому осмыслению ее идей.
Как и в "Дяде Ване", Кончаловский в спектакле "Три сестры", премьера которого прошла в Москве полтора месяца назад, сознательно разбивает каждую картину возвращением зрителя к современной вне театральной реальности, что, по его замыслу, должно давать зрителю возможность снова и снова окунаться в чеховский мир с каждым возобновлением действия пьесы.
Пьесу «Три сестры» Андрей Кончаловский воспринимает как многоголосую симфонию с несколькими основными темами, а также с лейтмотивами, и отводит себе место дирижера, интерпретатора великого произведения. В спектакле задействован блестящий "оркестр" актеров-исполнителей (жена режиссера, актриса и телеведущая Юлия Высоцкая, народные артисты России Александр Домогаров и Ирина Карташева, Павел Деревянко, Лариса Кузнецова, Наталия Вдовина, Александр Бобровский, Галина Боб, Виталий Кищенко, Анатолий Гришин, Владас Багдонас). Создавая сложное сценическое многоголосье, они заставляют зрителей по-новому взглянуть на давно знакомых персонажей и по-новому пережить вместе с ними их трагедии. Чехов не вкладывал в уста героев свой личный текст, а вкладывал трансформированные мысли того или иного характера. И тут - безбрежное море для интерпретаций и поисков истины, которую Чехов феноменально камуфлировал.
В некой мере понять трактовку Кончаловского могут его же записи в авторском блоге журнала "Сноб": "Для меня было откровением, что Чехов был очень критически настроен к русской интеллигенции и русской жизни: "Нашу жизнь уездную, русскую - терпеть не могу, презираю", - писал он. Русский писатель и презирает русскую жизнь? Открывался новый Чехов, абсолютно независимый ни от левых, ни от правых, - и отсюда, как я вижу, его неприятие ни тех, ни других; отсюда - столько гноя и гадости, которое выливали на него журналисты. Единственная и очень мне понятная реакция Чехова была такой: "Боже мой, как люди любят пророков и вещателей, как они любят обманываться".
Кончаловский в "Трех сестрах" предлагает выбрать между идеализацией прошлого, любованием "потерянной Россией" и трезвостью мысли и скептицизмом, банальностью и экстравагантностью, отстраненностью и атмосферой игры, выбрать между безответной любовью и потерявшимися во времени персонажами. Спектакль все время в движении, в полете, в нем нет статичных сцен. Все изменчиво и недаром перед началом действия над сценой летит строка "Боже мой, как давно это было, и было ли вообще то, что было…"
Организатор гастролей театра Моссовета в Израиле - импресарио Марат Лис и компания "Cruise International". Дополнительная информация на сайте www.cruiseinter.com.
Театр имени Моссовета в Израиле. Фестиваль спектаклей по пьесам Чехова.
"Дядя Ваня"
13 января, Иерусалим, "Театрон Иерушалаим" - зал "Шеровер".
14 января, Тель-Авив, театр "Гешер" - зал "Нога".
17 января, Ашдод, Новый центр сценических искусств.
Начало спектаклей – в 20.00
В ролях: Юлия Высоцкая, Александр Домогаров, Александр Филиппенко, Павел Деревянко, Ирина Карташева, Наталия Вдовина, Александр Бобровский, Ольга Сухарева. Композитор - Эдуард Артемьев. Художник - Рустам Хамдамов.
"Три сестры"
18 января, Беэр-Шева, Центр сценических искусств.
19 января, Хайфа, зал «Аудиториум».
20 января, Тель-Авив, Центр сценических искусств - "Бейт ха-Опера".
Начало спектаклей – в 20.00
В спектакле "Три сестры" звучит прекрасная музыка Эдуарда Артемьева. Художник по костюмам - знаменитый Рустам Хамдамов. Актерский ансамбль составляют такие известные артисты, как Александр Домогаров, Юлия Высоцкая, Павел Деревянко, Наталия Вдовина, Ирина Карташева, Александр Бобровский, Лариса Кузнецова, Галина Боб, Виталий Кищенко, Анатолий Гришин, Владас Багдонас.
Фото предоставлено театром имени Моссовета –
http://www.mossoveta.ru/