В январе-феврале 2013 года на суд израильских зрителей будет представлен спектакль московского Театра у Никитских ворот «Роман о девочках», поставленный Марком Розовским по неоконченному роману Владимира Высоцкого.
29 января 2013 года Высоцкому могло бы исполниться 75 лет. Споры о его жизни и творчестве не утихают и по сей день. А популярность поэта и актера остается феноменальной даже спустя почти 33 года после его смерти. Что этому виной – колоссальная ли харизма или поэтический дар? Магия голоса или искренность исполнения? Масштабность личности или точность актерского перевоплощения? Почему песни и стихи Высоцкого все так же близки и интересны не только его современникам, но и новым поколениям; и не только в глубинке России, где жизнь по-прежнему проходит «в зле да шепоте», но и везде, где говорят по-русски?
В свое время песнями Высоцкого заслушивались все – от простых работяг до академиков и генералов. Одной из причин такой популярности, возможно, была отчетливо выделяющаяся в его творчестве и жизни тема свободы. Ведь 70-80-е свобода в СССР была не больше, чем словом. Из рук в руки исподтишка передавался самиздат, искусство намёка достигло головокружительных высот, а максимальным проявлением свободомыслия для многих были лишь ночные разговоры на кухне. И вдруг - Высоцкий, который свободно поёт на любые темы и сам вне каких-либо канонов… Поет про всех. И для всех.
Сегодня о Владимире Высоцком снимают фильмы, в память о нем проводят фестивали и конкурсы актерской песни. А главное – печатают его книги, а ведь при жизни его не публиковали вовсе.
Неоконченный роман
Иосиф Бродский писал: "Неизвестно, насколько проигрывает поэзия от обращения поэта к прозе; достоверно только, что проза от этого сильно выигрывает". Вскоре после смерти Высоцкого в его бумагах была найдена незаконченная рукопись "Романа о девочках".
Повествование в романе обрывается после трех десятков страниц, задав лишь основные векторы сюжета и главных героев – бывшей студентки театрального института, валютной проститутки Тамары Полуэктовой, уголовника Николая Святенко по кличке Коллега и Александра Кулешова, под именем которого автор вывел в «Романе…» себя. Сюжет – любовь «барышни и хулигана», уголовника и проститутки - не новинка в мировой литературе, достаточно вспомнить Раскольникова и Сонечку Мармеладову.
"Роман о девочках" очень театрален. Главным образом тем, что при минимуме текста он содержит максимум информации, додумывать и обрабатывать которую предстоит читателю.
В конце восьмидесятых режиссер Марк Розовский создал пьесу из незавершенного романа Высоцкого. Розовский дописал его, основываясь на собственных воспоминаниях и ассоциациях, ведь его дворовая юность совпала с юностью поэта. Они были не только ровесниками и соседями по эпохе, но и соседями по Москве: Высоцкий вырос на Большом Каретном, Розовский - на Петровке. Он был, что называется «в материале». Ранние песни Высоцкого органично вошли в текст.
С 1989 года спектакль «Роман о девочках» не сходит со сцены Театра у Никитских ворот. Не следует забывать, что спектакль создавался еще при советской власти. По тем временам он был очень смелым. С тех пор многие исполнители сменились, ветераны спектакля состарились. Но критика и отзывы зрителей о нем по-прежнему единодушны.
«Спектакль этот о времени, в котором мы жили раньше и продолжаем жить сейчас. Об отчаянии. О любви, которая не получилась. Он, этот спектакль, многолик, как и наша с вами жизнь», - 1991 год.
«Потрясающе атмосферный спектакль, игра актёров настолько выразительно и точно передаёт "воздух" того времени, что становишься сопричастным к происходящему на сцене!» - 2000-й.
«Захватывает и не отпускает до финального аккорда… Большое спасибо за память о тех 60-х годах», - 2010-й.
Театр у Никитских ворот был основан драматургом и режиссером Марком Розовским в 1983 году, а статус государственного получил 1 октября 1991 года.
С момента своего основания, театр проделал долгий путь, продолжая совершенствоваться и по сей день. Сегодня на сцене театра идет более 30 спектаклей. Среди них есть как имеющие большую сценическую историю и постоянный зрительский успех “Песни нашего двора”, “Роман о девочках”, так и новые постановки по наиболее заметным явлениям современной прозы: “Незабудки” Л. Улицкой, “Метель” В. Сорокина. За 30 лет существования сложился великолепный актерский ансамбль. Труппа театра представляет собой сплав артистического опыта и молодых талантов.
Показы спектакля "Роман о девочках" состоятся с 31 января по 8 февраля в Ашкелоне, Нетании, Иерусалиме, Тель-Авиве, Кармиэле, Хайфе и Беэр-Шеве.