Свою новую концертную программу в Ашдоде тенор Михаил Рискин выстраивал, используя навыки исследователя
О своем ученике Михаиле Рискине, ныне популярном певце, обладателе очень красивого голоса, а также докторской степени по химии, его израильский педагог Рашель Шулова говорит, что высоко ценит научное образование своего питомца. Ведь немногие солисты оказываются способны к собственной реализации в столь разных ипостасях – научной и музыкальной. А Рискину, ученику лауреата израильской госпремии профессора Итамара Вильнера, это удаётся. И исследовательская жилка каким-то непостижимым образом проявляется в его работе над песенным репертуаром: певец очень требователен к себе, скрупулезен в выборе репертуара и особенно вдумчив, готовя ту или иную оперную партию, концертный номер.
Выступления Михаила Рискина – это авторские программы, в которых исполнитель является и ведущим - популяризатором музыки. Он способен легко, непринужденно и лаконично очертить ту или иную музыкальную эпоху, проанализировать особенности произведения, которое не просто привлекло его внимание как исполнителя, но в котором он сумел отыскать и воплотить новые грани и краски.
Последняя по времени программа, которую Рискин готовится показать 26 января в Ашдоде в концертном зале "Дюна", включает несколько интереснейших тем, которые, переплетаясь, создают единое, очень яркое и красочное музыкальное полотно. Рискин владеет семью языками, на которых с огромным наслаждением поет. В прошлом месяце он заслужил самые лестные оценки, исполняя в Бергамо партию в опере “Серенада на ветру” итальянского композитора еврейского происхождения Альдо Финци. В Ашдоде он также будет петь на итальянском, а еще на английском, французском, немецком, русском, идише, иврите…
Его авторские комментарии к многочисленным, разным по характеру и стилю музыкальным произведениям поражают нетрадиционностью оценок. Он, например, утверждает, что знаменитые "Коробейники" – "самая эротичная из русских песен"… А работая над исполнением знаменитых русских танго 30-40-х годов "Не уходи" и "В бананово-лимонном Сингапуре", Михаил представляет слушателю музыкальные и смысловые трактовки, опираясь, в том числе, на тексты, переведенные на английский язык…
Этот "оперный бард", как его называют в Израиле и за рубежом, не удовлетворяется банальным исполнением, но всегда ищет что-то особенное, проникающее в душу. И с маниакальностью ученого не успокаивается, пока не находит. Так случилось и во время работы над классическим израильским танго "Арцейну", и над идишским циклом, где раскрываются качества Рискина как исследователя народного фольклора.
Он представит в своем ашдодском концерте уникальные песни на идиш, которые бережно сохранялись в семье певца, а теперь, восстановленные и талантливо аранжированные, представляют немалый интерес не только для любителей хорошей идишской песни, но и для историков и музыковедов.
Анализируя все до сих пор спетое в Израиле, России, Америке и Европе, а также то, что еще хочется исполнить, Михаил говорит, что, пожалуй, уже нашел ответ на тот вопрос, который когда-то, услышав его пение, задал знаменитый Соткилава: "Слушай, хорошо поешь! Что делать собираешься?"
Возможно, ответ будет озвучен на ближайшем концерте 26 января в Ашдоде.