В интернациональном балетном проекте Agwa - Käfig/Brazil французский хореограф Мурад Мерзуки соединил брейковые трюкачества хип-хопа и изощренную акробатику современного танца.
Получилось, учитывая еще и сценические аксессуары из сотен и сотен пластиковых стаканов с водой и электронно-барочную музыку, лирично и брутально, мощно и поэтично. В постановке «Agwa» французо-бразильской группы Käfig нет гражданской позиции, гневных обличений, нет жалоб на несправедливость общественного устройства, а есть чистая энергия, приправленная эмоциональностью и профессионализмом танцовщиков.
Мурад Мерзуки уже полтора десятка лет вносит поправки в привычную классификацию танцевальных жанров. Уличный хип-хоп, преобразившийся в новых сценических и пластических обстоятельствах, обретает в его спектаклях солидность и становится новой классикой. Его хип-хоповые серьезные балеты становятся для многих шоком, а ведь в начале его танцевальной карьеры его никто не воспринимал всерьез - ни в театрах, ни в других культурных организациях. Мерзуки удалось внести хип-хоп в необычный прежде контекст – на сцену классического балета, связав ранее несовместимые вещи и понятия, жанры искусства и виды мироощущений. Ему же удалось обновить стиль хип-хопа, используя влияние других художественных средств, добавив ему юмора и поэтичности.
В одном из интервью Мурад Мерзуки говорит: «Хип-хоп - не просто танец улицы, а искусство городских окраин и пригородов. В неприятии этого стиля проявлялись политические, этнические предубеждения людей. Это можно было назвать расизмом. Но нам нужно было преодолеть не только социальные, а и эстетические преграды. Наверное, людям традиционной культуры хип-хоп казался просто спонтанным выплеском эмоций, ни на что большее не способным. В самом деле, что можно ждать от уличного танца? А мы хотели доказать современной публике, что наши спектакли - это не набор трюков, что они могут нести художественный смысл. Мне кажется, это удалось, хотя происхождение стиля накладывает отпечаток на ощущения танцоров, поначалу чувствующих себя исключенным из общества маргиналом.
Мы выступаем не только на театральных сценах, но и даем уличные представления. Во-первых, потому, что это совершенно разный опыт. Выступление на улице - это, как правило, импровизация, моментальный отклик артиста на окружающую его ситуацию. А то, что мы показываем на сцене, результат работы, которая длится много месяцев, соединение хореографии и музыки с другими элементами сценического действа. Кроме того, стиль хип-хоп постоянно развивается, черпая новые идеи, движения, жесты из разных источников, прежде всего, из той среды, в которой этот стиль возник. Наши театральные и уличные выступления смотрят люди разных возрастов - от детей до стариков. Но и танцевать хип-хоп могут все.
Как и классическая хореография, хип-хоп находится в общем потоке современного танцевального движения. В современной хореографии на первый план выступает ее разнообразие, многочисленные стили. Но в свободном танце фундамент всего - внутреннее состояние танцора; все рождается в голове и в душе, а затем превращается в движение».
Сейчас во Франции действуют 12 центров современного танца, чему, безусловно, способствовал хип-хоп и балетная группа Käfig Мурада Мерзуки – группа, не признающая никаких социальных или культурных стереотипов, утвердившая свой уникальный стиль, открывшая новые горизонты культуре и философии хип-хопа, главный принцип которого - нарушать правила игры.
В дни гастролей Agwa - Käfig/Brazil в фойе Герцлийского центра искусств будет проходить выставка Art Street – выставка граффити выпускников колледжа искусств Бейт-Берл.
Гастроли бразильского ансамбля танца Agwa-Käfig/Brazil пройдут в Израиле с 26 февраля по 6 марта
Герцлия, Центр сценических искусств, вторник - 26 февраля; среда - 27 февраля;
четверг - 28 февраля; суббота, 2 марта. Начало всех представлений – в 21.00
www.hoh-herzliya.co.il
Беэр-Шева, Центр исполнительских искусств, среда - 4 марта, 20.30
www.mishkan7.co.il
Хайфа, "Аудиториум", вторник - 5 марта, 20.30
www.garber-tickets.co.il
Иерусалим, "Театрон-Иерушалаим", среду - 6 марта, 20.30
Фото Мишеля Кавалька предоставлены организаторами гастролей