"Анжелика Шац - потерянная (и найденная) дочь Бориса Шаца" - так называется одна из выставок в Тель-Авивском музее искусств, ставшая итогом живописного романтического детектива и трагических семейных историй, а также истории поисков и находок картин и писем Анжелики Шац, дочери Бецалеля Шаца, несколько десятков лет прожившей в Тель-Авиве в 10 минутах от музея, в то время как его сотрудники безуспешно разыскивали ее следы в Праге, Париже и Софии, а в результате, благодаря случайному звонку, нашли 20 ее картин, ставших основой выставки, на чердаке старого дома в Явне.
Хрестоматийная картина жизни семьи профессора Бориса Шаца, основателя "Бецалеля", закончилась два с половиной года назад, когда молодой человек по имени Дан Пеэр, работавший тогда на израильском ТВ, получил письмо по электронной почте из Праги, от Микаэлы Сиднберг, куратора музея Еврейского искусства, спрашивающей неизвестно ли ему что-либо о портрете йеменского мальчика за подписью "Анжелика Шац-Меерсон, Иерусалим, 1925". Это письмо заставило Пеэра заняться семейной сагой Шацев и в итоге найти еще несколько звеньев разорванной было цепочки.
Письмо стало началом долгого расследования – семейного и искусствоведческого, а результатом стала нынешняя выставка в Тель-Авивском музее и книга о художнице Анжелике Шац, где на основе переписки между отцом и дочерью доказано, что пионер израильского искусства вовсе не забыл свою дочь, и также говорится о том, как и каким художником она стала в процессе этой непростой мелодрамы в истории искусства 20 века.
Судьба Анжелики Шац, женщины во многом удивительной, чем-то напоминает судьбу ее отца – знаменитого Бориса Шаца, одаренного Богом, полностью погруженного в творчество и несчастливого в личной жизни.
Анжелика Шац – "потерянная" дочь основателя "Бецалеля" родилась в Болгарии в Софии в 1897 году у Бориса Шаца и его первой жены – Жени. Через несколько лет после рождения Анжелики, во время путешествия по деревням Болгарии Борис Шац знакомится с 18-летним юношей по имени Андрей Николов, занимавшегося резьбой по дереву. Он привозит его в Софию в свой дом и обучает основам скульптуры. В Андрея влюбилась Женя Шац, и в 1903-м году, бросив мужа, вместе с Николовым (позже ставшим знаменитым национальным скульптором Болгарии) и 6-летней тогда дочерью уезжает в Париж, разорвав всякую связь с Борисом и не давая ему возможность видеться с дочерью.
До недавнего времени немногочисленные факты об этой семейной драме были почти всем, что было известно об Анжелике Шац. Ее имя практически не упоминалось в официальной биографии и в семейной истории.
Анжелика Шац училась живописи, жила в Париже, Берлине, Праге и Софии и приехала в Израиль в 1948 году вместе со своим единственным сыном - Владимиром-Зеевом, который был и единственным внуком Бориса Шаца. Анжелика была художником, преподавателем живописи, художественным критиком, писала об искусстве и активно участвовала в культурной жизни Софии. Ее работы экспонировались на многочисленных выставках в Болгарии, Чехии и на "Осеннем салоне" в Париже в 1932 году. В тридцатые годы она получила признание во Франции и Болгарии.
Борис Шац не признавал современное искусство, не любил абстракцию и кубизм, и именно Анжелика унаследовала его манеру живописи.
Любая история, связанная с этой выставкой, достойна упоминания - а все эти истории собраны в книге куратора музея, доктора искусствоведения Дорона Лурье "Потерянная дочь". Главная же история же заключается в том, что 20 картин Анжелики Шац были найдены на чердаке старого дома в Явне – они наравне с ее перепиской с отцом и стали основой этой выставки.
Выставка "Анжелика Шац – потерянная дочь" открыта до 1 июня
Сайт Тель-Авивского музея – http://www.tamuseum.com
Часы работы: воскресенье – закрыто, понедельник, среда - с 10.00 до 16.00; вторник, четверг - с 10.00 до 22.00, пятница - с 10.00 до 14.00 и суббота с 10.00 до 16.00.
Фотографии Ави Амсалема предоставлены отделом по связям с прессой Тель-Авивского музея искусств
Маша Хинич