22 марта, в пятницу, в тель-авивском клубе "Havana-Club" пройдет концерт скрипача-импровизатора Леонида Рутштейна и его друзей-музыкантов с программой, названной "It is wonderful!". Wonderful – волшебная музыка и волшебная скрипка в концерте, который станет и итогом пути и стартом для нового этапа в творчестве.
А пока что в преддверии концерта Леонид Рутштейн отвечает на несколько вопросов:
- Предстоящий 22 марта концерт - для вас это начало чего-то нового, подведение итогов или отрезок пути?
- Видимо это и первое, и второе, и третье. Мне кажется, что стиль моей игры или то, что называется у музыкантов манера - достаточно отстоялся и я пришел к ситуации, когда, по моему мнению, мне есть что сказать, и что все это должно быть интересно публике. Таким образом, эта программа - завершение определенного отрезка творческого пути, а значит - подведение итогов, сумма определенных творческих притязаний за последние годы, и хочу надеяться начало нового отрезка творчества, на котором все, что я делаю, продолжит отшлифовываться, так как присутствие более расширенного музыкального ансамбля, с несколько иной манерой сопровождения, c тем, что музыканты называют словом "drive" - это то, что внесет новизну в мои ощущения, в мое восприятие материала. А это, в свою очередь, должно навести меня на новые идеи. Поживем - увидим.
- Программа концерта очень разнообразна, разножанрова, но выстроена в одном стиле - стиле вашей импровизации. Что значит для вас импровизация?
- Для меня импровизация - это едва ли не единственный способ моего музыкального мышления. Я с детства очень легко "опевал" мысленно, в голове любую услышанную мной мелодию, а у нас дома было много старых пластинок на 78 оборотов. Я не задумывался над этим - это было для меня чем-то совершенно естественным. Потом, когда я более или менее овладел инструментом, скрипкой, то непроизвольно, когда занимался разучиванием программы, обыгрывал основную мелодическую линию. Так, наверное, и продолжалось бы, пока один из моих сокурсников по музыкальному училищу не обратил мое внимание на это, сказав, что я сам даже не понимаю, как здорово у меня это получается. С того момента я стал обращать на свои "обыгрыши" внимание, пытался сознательно совершенствовать их, стал слушать музыку более внимательно, постепенно понял, что все это называется импровизацией. С годами, приобретая больше и больше музыкальной информации, открыл для себя такого блистательного скрипача как Стефан Граппелли. Это было что-то совершенно непохожее на игру всех классических скрипачей, и тогда начался процесс сначала подражания, а потом и поиска чего-то своего. Но, в любом случае, все это материализовалось только потому, что совпало с моим специфическим пониманием того, как именно я хочу играть музыку, как я ее понимаю.
- Скрипка - это идеальный инструмент для импровизации?
- Для меня это просто тот инструмент, которым я владею лучше других, но, я думаю, что любой музыкальный инструмент может стать идеальным - все дело в подходе исполнителя.
- Что вы ждете от публики, и что публика ждет от вас? Насколько, по вашему опыту, совпадают эти ожидания?
- Я всегда жду от публики интереса к тому, что я делаю и понимания. Если это есть, то есть и контакт между исполнителем и публикой. Я стараюсь "прочитать" публику, понять, что она хочет услышать и чего не хочет, ну и, конечно, многолетний опыт помогает мне в этом. Но, в конечном счете, успех у публики - это, скорее вопрос того, что исполнитель транслирует публике определенную энергию, и когда такая энергия у музыканта есть, она передается публике и возникает обратная связь. В этом и состоит секрет успеха.
- Бывшие клезмеры из местечек, уехав в Америку в начале 20 века, стали джазистами. Джаз и клезмерская музыка в вашем творчестве - параллельны или переплетены?
- Язык и приемы клезмерской импровизации отличаются от языка и приемов импровизации в "gipsy jazz", а те, в свою очередь, отличаются от импровизации привычной в"brass jazz", кроме того, есть отличие клезмерской манеры сложившейся в Америке, от клезмерской манеры, в которой играют израильские музыканты. Есть также отличия и в репертуаре. Я много лет занимался клезмерской музыкой, знаю ее и умею ее играть, помню много музыкальных тем, но не думаю, что она тот стержень, тот "передатчик", через который я общаюсь с публикой. В моей манере импровизировать нет влияние клезмерства, а есть скорее цыганского джаза.
Концерт "Леонид Рутштейн и друзья - It is wonderful!"
Алекс Слуцкий – клавишные.
Алекс Спивак – контрабас, бас-гитара.
Михаил Машкауцан – гитара.
Борис Кац – аккордеон.
Эрик Истахаров – ударные.
В концерте принимает участие певица Натали Кертис.
22 марта 2013 года, пятница, Тель-Авив, Havana-Club, начало в 20.30
Фотография Mark-for-Wedding предоставлена Леонидом Рутштейном