14 марта, в четверг, в Иерусалимском "Доме качества" – "Бейт От ха-Муцар" (дерех Хеврон напротив "Синематеки") открывается выставка графики и живописи "Скажи мне…" московского художника, архитектора, фотографа и барда Александра Барьюдина.
Александр Барьюдин - личность разностороннего таланта: архитектор, бард, художник, фотограф. Он - один из тех, кого сложно вписать в какие-либо рамки, очерченные жанрами или направлениями. Просто человек, свободный и легкий в восприятии жизни. Проникая благодаря своей "легкости" в суть вещей и идей, он ненасильственно общается с Пространством. Входит в пространство для того, чтобы удивиться красоте и гармонии. А потом воплотить свое восхищение в архитектуре, графике, живописи и музыке. Запроектировать новое пространство, бережно сохраняя самое ценное и прекрасное, что удалось постичь в пространстве Муз.
Каждое из направлений, в котором он выражает себя и свое видение мира, предоставляет ему часть художественных средств. Поэтому он использует все, для того, чтобы целостно рассказать о том, что его волнует. Среди прочих его произведений (песен, зданий, фотографий), живопись и графика в наибольшей степени раскрывают "боль его глаз". Если Барьюдин-архитектор стремится к благозвучию своих зданий, а Барьюдин-бард воспевает вечную этику, то Барьюдин-художник в большинстве случаев отказывается изображать красоты мира. Потому что для переживания красоты, необходимо увидеть уродство.
И это соотносимо с парадигмой различных школ мудрости. Это же объясняет образный ряд его работ: он представлен, в основном, странными человеческими и фантасмагорическими фигурами. Причем, человек часто в них изломан, прогнут и продавлен. Он депрессивен, слаб и беспомощен, его психическое находится на грани деформации. Эти состояния Александр Барьюдин передает, в основном, через динамический аспект работ. Выразительность движений и детализация тел людей и чудовищ чем-то напоминают работы Иеронима Босха и Питера Брейгеля. В то же время, нельзя не отметить некую формальность, отстраненность и типизированность фигур и мимики, контрастирующих с выразительностью движений тел. Это настораживает: люди обезличены, но увлечены движением. Не деструктивная ли это гонка за миражами?
Может быть, поэтому индивидуальность персонажа передается через какую-нибудь искусственную, чаще, нереальную, гротескно выпяченную, гламурную, деталь. Казалось бы, образы больше относятся к миру сновидений, в которых герой подвергается насилию преследованиям. Заглатывающие, пожирающие и извергающие пасти, руки-клешни, страшные хвосты и прочие символические детали навевают мысли о том, что изображенное - предмет медитативных состояний автора. Однако мы в этом видим осознанный психологизм, который автор транслирует миру через изображение этих уродцев. Иными словами, он показывает современному обществу перспективу его духовного вырождения, которая видна уже сегодня.
Немаловажными элементами графических и живописных работ Александра Барьюдина являются геометрические линии и пространства. Часть их производна от деформированной воли людей - тогда пространства неестественно искажены и искривлены. Другая их часть естественна: арки, лестницы, мосты, хоть и типизированные архитектурные детали, но - символические, показывают пути выхода из деструкции и деградации. Это и неудивительно: будучи архитектором, Александр Барьюдин знает и чувствует Гармоническое в Геометрическом.
Александр Барьюдин родился в Баку. Закончил Азербайджанский инженерно-строительный институт, по специальности - архитектор. Пишет песни на стихи Пастернака, Анненского, Лорки, Окуджавы, Вознесенского и других поэтов. Неоднократный лауреат и член жюри региональных и всесоюзных фестивалей авторской песни, лауреат Грушинского фестиваля, Ташкентского, Новосибирского, Минского фестивалей авторской песни. Участвовал в жюри фестивалей в Новосибирске, Сочи, Баку и др. Художественный руководитель Бакинского международного фестиваля авторской песни. В октябре 2005 года выпущено полное собрание песен в 7 дисках "Записные книжки", куда помимо двух первых дисков ("Ночная молитва" (1990) и "Молтива кордовой модели" (2003) на стихи Александра Фирулева.) также вошли: "Взлёты и падения", "Шестая аксиома" (на стихи Андрея Вознесенского), "Не самый длинный день...", "Самая долгая ночь" и "Архив".
С 1990 года Александр Барьюдин, член Союза московских архитекторов, живет и работает архитектором в Москве, руководит персональной творческой архитектурной мастерской "Габа проект".
По его проектам за последние 10 лет начиная с 2000 года, в частности построены несколько жилых комплексов " в Москве и многофункциональный комплекс диллерских центров BMW, MINI, VOLKSWAGEN.
Елена Газарова