"Путешествие в Эфиопию – страну чудес" - так называется новая выставка в музее "Эрец-Исраэль" в Рамат-Авиве. Погружение в историю Эфиопии, путешествие в страну чудес, трех религий, 70 с лишним языков и 225 императоров - потомков царя Шломо.
Визит на эту выставку сродни путешествию – в глубины веков, этнографию, историю, литературу, в музыку и пейзажи, предания и рукописи, в религии и мистику. Где в наши времена учить историю, как не на выставке, визуальность которой помогает преодолеть хитросплетение имен, дат и событий.
"Путешествие в Эфиопию – страну чудес" – это выставка о мире иных измерений, о жизни страны, о которой большинство из нас не знает почти ничего, кроме расхожих штампов: Царица Савская, последний из императоров - лев-победитель из колена Иудова, избранник Бога, царь царей Эфиопии Хайле Селассия и эфиопские евреи Бета Исраэль. А между тем по выставке, рассказывающей о том, что же это за страна – Эфиопия, экспозиция которой расположена в самом крупном павильоне музея - павильоне Ротшильда, можно ходить часами, дивясь ее масштабности и многообразию, ее экспонатам – редчайшим иллюстрированным манускриптам и ярчайшим гобеленам-ассамбляжам, фотографиям и документальным фильмам, музыкальным инструментам и самой музыке, аутентичное звучание которой сохранялось до конца 20 века, культовым предметам и бытовым вещицам, национальным костюмам и предметам искусства, плакатам и письмам. А в начале – бамбуковому лесу, над которым плывет слайд-шоу снимков живописных мест этой сколь необычной, столь и не очень-то далекой страны.
Часть материалов были переданы на выставку Музеем Диаспоры, часть – отделом Африки Министерства иностранных дел, посольством Эфиопии в Израиле и, конечно же, общиной эфиопских евреев. Эта выставка – возможность увидеть Эфиопию через ее историю, религию, языки, через общины, пейзажи и виды страны чудес, страны трех монотеистических религий, принявшей христианство еще в начале 4-го века нашей эры, страны царства Аксум, из которого прибыла в Иерусалим царица Савская для встречи с царем Шломо, и вернулась беременная их сыном - Менеликом.
Менелик, согласно эфиопской легенде, был родоначальником династии, правившей в Эфиопии.
Повзрослев, Менелик поехал в Иерусалим повидаться с отцом. Он вернулся в Эфиопию с группой молодых евреев - от них, по преданию, ведут свой род эфиопские Бета Исраэль. Эфиопская церковь утверждает, что в церкви Девы Марии Сионской в городе Аксуме находится Ковчег завета со скрижалями, на которых высечены Десять заповедей. А теперь представьте эту историю визуально – в виде миниатюр или вышивок – и поймете, что за вещи представлены на выставке.
Между Красным морем и Голубым Нилом, на перепутье дорог от Средиземноморья вглубь Африканского континента, полного колдовства и малопонятных современному европейцу верований, лежало царство Аксум – родина царицы Савской. Считается, что благодаря Менелику, Эфиопия была "вскормлена" на танахической культуре. Также считается, что до принятия христианства половина населения Аксума были иудеями по вероисповеданию. Вера в происхождение правящей династии от царя Шломо и царицы Савской пришла и в 20-й век - вплоть до Хайле Селассия, до коронации рас Тэфэри Мэконнын, и стала национальным эпосом, обращенным на выставке в один из центральных мотивов экспозиции.
Императорская династия, родоначальником которой был Менелик, управляла Эфиопией 3000 лет – уже само по себе колдовство. Без шаманства, несмотря на монотеизм, тут явно не обошлось. А первыми мусульманами в Эфиопии были беженцы из Мекки, которых преследовали арабы-язычники. Сам пророк Мухаммед повелел им бежать в Эфиопию. Считается, что среди беженцев были его дочь Рукайя и ее муж Усман.
Другие разделы выставки посвящены мифологии, сказаниям, культуре и политическим событиям Эфиопии 20-го века. Экспонаты отдельного раздела рассказывают о Бета Исраэль – снова о мифологии, культуре, связи с Сионом и Эрец-Исраэль, и о событиях, предшествующих алие эфиопских евреев в Израиль. Сначала в конце 1970-х годов через перевалочные лагеря в Судане (рекомендую посмотреть на выставке документальный фильм об этом - "Тысяча имен"), когда между 1979-м и 1984-м годами в Израиль прибыло около 7 эфиопских евреев. А на пути в Судан и в лагерях беженцев от голода и болезней погибло около 4 тысяч человек (многие детали этого исхода по сей день засекречены). А затем уже о памятных многим кампаниям по вывозу евреев из Эфиопии воздушным путем: операциях "Мивца Моше" и "Мивца Шломо" в середине 1980-х и в начале 1990-х годов, когда в Аддис-Абебе в январе 1990-го года открылось посольство Израиля. Фотографии напоминают о мае 1991 года, когда за 36 часов в Израиль было переправлено 14.310 эфиопских евреев.
Хайле Селассия, рода Соломонова, негус, последний император Эфиопии – еще один из "героев" выставки, в растафарианстве считающийся одним из воплощений Джа на Земле. Но песни Боба Марли и регги в музее не звучат, хотя те, кто хочет, услышат мелодии растаманов в барабанных ритмах африканской народной музыки. Выставочный раздел, посвященный Хайле Селассие – скромен, хотя где еще увидишь фотографии его визита в Иерусалим. А между тем "Побеждающий лев из племени Иудова" был достойнейшим наследником царицы Савской, Менелика и всех своих династических предшественников. Одним из первых его действий было принятие конституции. Он провел реформы государственной финансовой системы, безопасности, здравоохранения, образования. Он добился принятия в 1923 году Эфиопии в Лигу Наций, возглавлял борьбу против итальянских захватчиков во время итало-эфиопской войны в середине 1930-х годов. В 1936 году, когда Эфиопия была оккупирована итальянскими войсками Хайле Селассие, его семья и двор бежали в Эрец-Исраэль и поселились в Иерусалиме, где император провел около года. Он был инициатором создания в 1964 году ОАЕ – Организации африканского единства. Он был задушен в августе 1975 года революционными военными Менгисту Хайле Мариама ( о котором также рассказывается на выставке в разделе, украшенном портретом темнокожей троицы – Маркс-Энгельс-Ленин в африканском варианте). Кстати, Хайле Селассие встречался с Николаем Гумилевым и академиком Николаем Вавиловым, писавшем так: "Рас Тафари с большим интересом расспрашивал о нашей стране. Его интересовали в особенности революция, судьба императорского двора". Вместе с тем Селасие, как и полагается императору, был деспотом, а заодно и одним из самых богатых людей мира.
Но его судьба – это уже легенда, а современная история Эфиопии отражена на фотографиях, сделанные фотожурналисткой мирового уровня Аидой Мулуне – главным куратором музея современного искусства в Адисс-Абебе.
На части фотографий заснят праздник эфиопских евреев Сигд. Сами фотографии таковы, что немедленно хочется оказаться в горах Эфиопии в день Сигда, когда эфиопские евреи поднимались на ближайшие горы в память о горе Синай и в память о восхождении в Иерусалим в Песах, Шавуот и Суккот. Священники читали книгу "Орит" (перевод Торы), делая особый упор на главе, рассказывающей о союзе, заключенном между Богом и еврейским народом. С 2008 года Сигд стал одним из государственных праздников Израиля, установленных кнессетом. Отмечается этот праздник на 50-й день после Йом Кипур – 29 Хешвана, а название его происходит от ивритского слова "сгида", которое означает "поклонение", служение Всевышнему. Существует несколько легенд появления праздника. По одной из них, этот день установлен в память о даровании Торы; в этот день эфиопские евреи молятся и получают благословение духовных лидеров общины - кесов. Существует и другая версия, по которой праздник связывается с гонениями на евреев Эфиопии в 15-м веке, когда кесы бежали в пустыню и просили Бога прийти им на помощь.
Описать эту визуально ярчайшую выставку – сложно. Но посетить - ее можно и нужно. Она поможет понять наших соседей и разобраться в собственной истории. Выставка "Путешествие в Эфиопию – страну чудес" продлится до 10 июня 2013.
Часы работы музея "Эрец-Исраэль": с воскресенья по среду - с 10.00 до 16.00, по четвергам - с 10.00 до 20.00 (павильон этнографии и фольклора – до 16.00), по пятницам и субботам - с 10.00 до 14.00.
Сайт музея –
http://www.eretzmuseum.org.il/
Телефон для справок - 03-6415244
Адрес: Тель-Авив, Рамат-Авив, ул. Хаим Леванон, 2.
Маша Хинич
Фото Леонида Падруля предоставлена пресс-отделом музея "Эрец-Исраэль"