В том, что польский режиссёр Агнешка Холланд часто обращается к теме холокоста, нет ничего удивительного. В 6 лет от мамы, участницы восстания в Варшавском гетто, Агнешка узнала о своём еврейском происхождении. Об ужасах войны и концлагерей ей не раз рассказывали близкие и дорогие люди, чудом уцелевшие в годы Катастрофы.
Её драма "В темноте", эксклюзивная премьера которой состоится на канале yes 3 седьмого апреля в 22.00, в прошлом году номинировалась на "Оскар" в категории "Лучший иностранный фильм". Впрочем, история об оккупированном фашистами Львове прогремела на многих кинофестивалях и завоевала целую коллекцию наград.
Кто-то уже успел сравнить новую картину Агнешки Холланд со знаменитым "Списком Шиндлера" Стивена Спилберга. Вероятно, потому, что в драме "В темноте " речь тоже идёт о спасении евреев. Официально главный герой у польского режиссёра Леопольд Соха - работник городского коллектора Львова, а неофициально - плут, пройдоха и воришка. Столкнувшись в подземелье с группой евреев, спасающихся от отправки в гетто, Соха решает заработать. Когда у изгнанников заканчивается звонкая монета, Соха оказывается перед нелёгким выбором. За 14 месяцев пряток со смертью он изрядно прикипел к своим "должникам".
Режиссёр тонко и ненавязчиво сравнивает жизнь "наверху", в доме Леопольда, и "быт" среди канализационных труб. Без истерик и излишне жалостливых сцен люди у Холланд и там, и тут продолжают жить, любить, радоваться чему-то незначительному и жертвовать всем ради близкого человека.
После мировой премьеры картины не раз задавали вопросы, почему в фильме о холокосте присутствуют откровенные эротические сцены. Мол, не принято, не развлекательное это кино. Но опытный режиссёр, ученица легендарного Анджея Вайды и Кшиштофа Занусси, сделала это намеренно и только с одной целью - придать фильму максимум реалистичности.
"Я читала воспоминания одного из лидеров восстания Варшавского гетто, где он особо подчёркивает, что жизнь на краю гибели странным образом пробуждала сексуальные инстинкты, - делится Холланд. - Я хотела сломать стереотип в изображении узников гетто как безликих, бесполых, ангелоподобных существ. Они были людьми из плоти и крови, любили, ревновали, желали, занимались любовью". Кстати, Анджей Вайда очень доброжелательно отнёсся к картине Холланд и оценил ее выше своего "Канала", в котором повествуется о Варшавском восстании. Агнешка признаётся, что не пыталась соперничать с маэстро, а снимала своё видение истории, свою картину, к которой шла всю жизнь.
Информация о фильмах yes на сайте компании на русском языке http://yes-ru.co.il/