В последний момент пересмотрена одна из важнейших контрольных цифр проекта бюджета Израиля на 2013-2014 годы.
Коррективы внес министр финансов Яир Лапид. Как отметили в канцелярии главы минфина, теперь в бюджете на 2013 год заложен дефицит не в 4.9%, как планировалось раньше, а в 4.65%.
Смысл этого решения: правительству придется повышать налоги более существенно, чем оно намеревалось. Немедленное повышение налогов, которое должно быть утверждено кабинетом и Кнессетом в июне, достигнет суммы в 5 млрд шекелей. Среди прочего, с 17% до 18% повысится налог на добавленную стоимость.
Следует добавить: несколько дней назад тот же Лапид самостоятельно, без согласования с премьером Биньямином Нетаниягу и с управляющим Банком Израиля Стэнли Фишером расширил рамки бюджетного дефицита до 4.9%.
Премьер обрадовался возможности поучить не в меру амбициозного и лишенного профессиональной подготовки – у Лапида ведь даже аттестата зрелости нет, не говоря уже о высшем образовании – министра финансов щелчком по носу. Управляющий Банком Израиля присоединился к главе кабинета. После их требования Лапид счел за лучшее ретироваться и, как уже сказано, изменил контрольную цифру планируемого бюджетного дефицита с 4.9% на 4.65%..
Правда, за такие курсы для министра заплатит свою цену и уже платит – экономика Израиля. Узнав о предполагаемом увеличении дефицита бюджета, Агентство финансовой аналитики S & P понизило кредитный рейтинг Израиля по внутреннему национальному долгу. Это нанесло ощутимый урон имиджу Израиля как страны с очень стабильной, разумно управляемой и устойчивой экономикой. Потеря имиджа, как всем известно, - лишь отчасти категория моральная, она очень скоро начинает преобразовываться в реальные финансовые утраты.
Теперь о грабеже среднего класса. На горбах избирателей из этой части населения Лапид и его партия триумфально въехали в Кнессет 22 января 2013 года, расточая во все стороны клятвы «перегрызть за средний класс глотки кому угодно».
У меня, как, возможно, и у вас, дорогой читатель, было подозрение, что клятвы и лозунги в таком количестве недорого стоят, если не подкреплены конкретными планами, законопроектами, инициативами. Но далеко не у каждого из избирателей была возможность до выборов побеседовать с лидером партии «Еш атид» Лапидом. А я беседовал.
Я спросил Лапида, не пора ли уже, если он действительно так печется о среднем классе, начать лишать привилегий и льгот тех, кто из этого класса кровь сосет – государственных служащих, госмонополии. Если крановщик в порту Ашдода, работник госкомпании, получает в месяц 68 тыс шекелей – это не нормально, что бы он там ни перемещал с причала в трюмы и обратно. Если водитель в «Хеврат хашмаль» (Электрической компании) получает в месяц 50 тыс шекелей – это не нормально, что бы он там ни возил, хоть чистое золото.
Да, это не нормально, согласился Лапид, мы намерены с этим бороться.
Следующий вопрос логически вытекал из предыдущего: «А вы уже подготовили законопроект о запрете на забастовки для госслужащих в сферах, которые связаны с обеспечением безопасности и жизнедеятельности государства – транспорт, порты, энерго- и водоснабжение и т.д.? И еще о запрете на забастовки в отраслях, которые управляются госмонополиями? К примеру, в Управлении аэропортов? Иначе вам с этой мафией не справиться, она будет держать нас с вами за горло, угрожая выключить главный рубильник и задвинуть главную заслонку».
Лапид с некоторой обидой воспринял слово «мафия»: «Ну что вы так, это же наши сограждане. Да и мафия – это прежде всего криминал».
Я ответил, что обижать никого не собирался. Я имел в виду, что у профкомитетов госмонополий есть свои «руки» в разных ветвях власти, и это как раз один из признаков организованной преступности. А что дело до криминала пока не доходило, так это замечательно, но дойдет, если все так и будет продолжаться.
Короче, упомянутых законопроектов в портфеле Лапида и его партии нет. Уже заняв пост главы минфина, Лапид вместе с премьером озвучили планы создания частных портов. Зная наши израильские скорости согласований и строительства, можно быть уверенным, что частные порты возведут через полтора-два десятка лет. Это хорошо, но тогда лишатся монополии лишь портовые компании Ашдода и Хайфы.
Правда, десять дней назад подписали соглашение об «открытом небе» с ЕС – отчасти лишили монополии израильских авиаперевозчиков.
Это я вот к чему: когда стало ясно, что надо латать дыры в бюджете, образовавшиеся, главным образом, от непомерных затрат на неконтролируемо разрастающуюся госслужбу и неэффективные госмонополии, Лапид понял – деньги он сможет взять только у среднего класса. Того самого, который он так самозабвенно клялся и божился защищать А кто еще реально платит налоги в этой стране? Нет, платят, конечно, и состоятельные люди – к примеру, те же госслужащие, но с их жалованьем повышение налогов на несколько сотен шекелей в месяц абсолютно нечувствительно.
Для типичной семьи из среднего класса – чувствительно, и очень. Мораль сей басни такова, и это не я такой умный, а Софокл: «Человек ни в чем не должен клясться – окажется потом, что он солгал».
Давид Натензон