"Данные события НЕ произошли в двадцатых числа июня 1794 года в Сен-Лозаре, Франция" - так начинается пьеса Андрея Максимова "Маскарад Маркиза де Сада", которая будет показана в Израиле с 9 по 11 июня в постановке гения композиции Романа Виктюка, непревзойденного мастера театральных фантазий, создавшего на сей раз спектакль-символ перехода границ.
Виктюк знаменит тем, что в любой пьесе он видит универсальные стороны и потому его спектакли всегда актуальны и всегда находят отклик. Потому что нельзя не отреагировать, к примеру, на такую фразу из его спектакля "Маскарад Маркиза де Сада", поставленного незадолго до последних выборов в нашей стране: "Извините, маркиз, но ваша "Философия в будуаре", если позволите - почти Библия для меня. Да если хотите знать, вашу книгу давно уже читают настоящие люди Франции - те, кому осточертели бредни Робеспьеров и Сан-Жюстов. Короли во Франции меняются, а жизнь становится все хреновей!".
Новый спектакль - это история любви, одиночества, предательства и свободы. Это спектакль-загадка и разоблачение одновременно. Отправив скандального Маркиза в тюрьму на 17 лет, власть придумала ему двойника - инспектора Маре, который все это время действовал под именем Де Сада: устраивал оргии, печатал скабрезные тексты и, в конце концов, поверил в свою собственную уникальность.
Подражатель – ничтожен и невежественен, талант – ярок и значителен, но противостояние этих двух начал нередко заканчивается победой первого.
В театре Романа Виктюка достаточно давно уже ставили произведение самого маркиза де Сада, его "Философию в будуаре", а пьеса "Маскарад Маркиза де Сада" написана известным драматургом и писателем Андреем Максимовым и посвящена сегодняшним дням. "Маскарад Маркиза де Сада" был очередным подарком Романа Виктюка на его день рождения – подарком, который маэстро преподнес публике. Сейчас это подарок Роман Виктюк везет в Израиль – в страну, которую он очень любит.
"Маркиз сидел в тюрьмах и в сумасшедшем доме почти 17 лет и чтобы не сойти с ума, он разрисовал стены ложами и ярусами воображаемого театра, - рассказывает Роман Виктюк в интервью израильскому радио (в программе "Анонс" журналистки Татьяны Барской) - и там сидела публика. Там сидели те, кто его отправлял в тюрьму и те, кто его любил, и он постоянно разыгрывал спектакли-маскарады перед этим воображаемым театром. Естественно, жандармерия не могла не приставить к нему человека, которого пытался превратить маркиза де Сада в "полицейскую" душу. Начальник жандармерии настолько вошел в образ маркиза, что он за него писал все то, к чему сам де Сад не имел никакого отношения. Все то, что в дальнейшем было сочтено пошлым и вульгарным. Но все это - ложь. Жандармам не удалось проникнуть в душу этого великого человека. Маркиз Де Сад становится для зрителей своеобразным проводником правды. Он остался светлым до конца жизни, был верен себе, а не той системе, которая хотела поймать его в бюрократическую ловушку. Этот сюжет выдуман драматургом, но он очень правдив. Эта история - про сегодняшние дни, потому что каждый творец знает, что власть и искусство несовместимы. У искусства свои законы. У власти же главное - мировоззрение и идеология. Для искусства же главное - мировосприятие.
Теле- и радио ведущий и драматург Андрей Максимов - это человек, который обожает театр и философски осмысливает жизнь. Он как-то упомянул, что нам в театре удалось поставить то, про что он написал. И для нас это – лучшая похвала.
Если же вернуться к маркизу де Саду, то надо подчеркнуть, что он был большим художником и грандиозной фигурой! Все то, что он описывал, не было его жизненной реальностью. Он предвидел, что произойдет в мире - распад и разъятие человеческого духа и все виды пороков. Он был кристально чистый человек. Просил, чтобы, когда он умрет, его похоронили так, чтобы никто не знал, где его могила. А его дух в мире витает, потому что он пророк", – так завершает свое интервью Роман Виктюк, добавляющий, что "Мы очень волнуемся и дико хотим, чтобы тишина и аплодисменты в финале были проявлением вашей к нам любви".
Гийом Аполлинер, "открывший" маркиза де Сада, высказался о нем как о самом свободном из когда-либо существовавших умов. Это представление о Саде было подхвачено сюрреалистами. Поль Элюар посвятил восторженные статьи "апостолу самой абсолютной свободы". А Роман Виктюк, как всегда, точно попал в общественн¬ый нерв, поставив этот спектакль.
Организатор гастролей театра Романа Виктюка в Израиле - импресарио Марат Лис и компания "Cruise International". Дополнительная информация на сайте www.cruiseinter.com
Заказ билетов на сайте gastroli.co.il
"Маскарад маркиза де Сада" - театральная фантазия
Постановка, режиссура и музыкальное оформление - Роман Виктюк
Сценография - Владимир Боер.
В ролях: Дмитрий Бозин, Людмила Погорелова, Иван Никульча,Екатерина Карпушина, Давид Степанян.
Ашдод, 9 июня, Центр сценических искусств
Хайфа, 10 июня, зал "Аудиториум", 20.00
Тель-Авив, 11 июня, театр "Гешер - зал "Нога", 20.00
Сайт театра Романа Виктюка
http://www.teatrviktuka.ru
Фотография из спектакля предоставлена пресс-отделом театра Романа Виктюка