Министр юстиции Ципи Ливни поручила проф. Рут Габизон сформулировать юридически, что такое "еврейское демократическое государство". По этому поводу идут серьезные споры в обществе и среди юристов, так что Габизон предстоит нелегкая работа.
Необходимость в этом определении возникла недавно, и Израиль ни от кого в мире, кроме палестинцев, не требует, чтобы его признали еврейским демократическим государством. Проще всего было бы переименовать страну в "Еврейское демократическое государство Израиль". Тогда проблема отпала бы сама собой, но по этому пути никто идти не собирается, хотя, например, по поводу Китая, именующего себя Китайской народной республикой, ни у кого нет сомнений, что речь идет именно о китайском государстве.
При всех разногласиях, большинство сторонников закона сходятся в том, что Израиль может оставаться еврейским, пока здесь обеспечивается еврейское большинство. Таким образом, требование к палестинцам признать Израиль еврейским демократическим государством фактически является требованием их отказа от права на возвращение палестинских беженцев. Однако написать в законе напрямую, что большинство граждан Израиля должны составлять евреи, проблематично, поскольку отставляет открытым вопрос, какими методами допустимо обеспечивать еврейское большинство, и входит ли принудительная стерилизация неевреев в число этих методов. Поэтому и приходится изобретать закон о еврейском государстве, к которому пришлось для политкорректности добавить прилагательное "демократическое", от которого немалое число депутатов в Кнессете нынешнего созыва с готовностью бы избавились.