Своим нездоровым образом жизни мы сами льем воду на мельницу наших болезней. О пагубности вредных привычек известно давно. Переедание приводит к ожирению, атеросклерозу, ИБС и ряду иных тяжелых болезней. Каковы психологические причины и как преодолеть это пристрастие?
Опасная склонность.
Отмечу сразу: страдающие ожирением далеко не всегда чревоугодники. Огромную роль в возникновении этого заболевания играет генетика. Некоторые съедают много высококалорийных продуктов, но не прибавляют в весе. Другие же, напротив, быстро полнеют и прилагают колоссальные усилия, чтобы похудеть. Отчасти это объясняется тем, что склонность к полноте или худобе – наследственная. В ответ на колебание массы тела включаются врожденные компенсаторные механизмы. Таким образом, организм сам противится изменению веса и стремится сохранить его на исходном, генетически заданном уровне.
Родители с нормальной массой тела имеют детей, предрасположенных к ожирению, в 7% случаев. Если ожирением страдает один из родителей, у ребенка оно отмечается в 40% случаев, если оба, – то в 80%. В целом масса тела зависит от внешних обстоятельств, например, от характера питания и труда, а рост и конституция обусловлены генетически.
Ожирение проистекает также от малоподвижного образа жизни, травм черепа, пониженной функции щитовидной железы, нарушения деятельности гипофиза и половых желез и, конечно, из-за привычки переедать.
Что же заставляет нас объедаться?
Культура питания складывается на основе национальных и религиозных традиций. У разных народов издавна сложились различные представления о человеческой красоте. Где-то ценится стройность, где-то знаком высокого социального положения и власти считается тучность. Показательно, что фотомодели и манекенщицы в западных странах морят себя голодом, а японских борцов сумо раскармливают до безобразия.
Привычка переедать нередко формируется с детства. В некоторых семьях приему пищи уделяется неоправданное внимание. Ребенку не разрешается вставать из-за стола, пока не съест всё, даже если он уже сыт. Прекращение еды зависит не от насыщения, а от установленной взрослыми порции. Это препятствует разграничению голода и сытости, мешает внутренне контролировать количество и качество пищи.
В таком доме обычно имеются запасы сладкого, доступ к которым открыт всегда и без ограничений. Логика воспитания примитивна и недальновидна: «Ешь больше, иначе не выздоровеешь, будешь слабым и т.п.» Родители принимают любой дискомфорт или жалобу ребенка за чувство голода. Любимое блюдо – это основное средство утешения, налаживания отношений, стимуляции к исполнению неприятных поручений. Вкусная еда становится мощным регулятором поведения, и в психике ребенка надолго закрепляется неверная установка: «Когда плохо, я должен поесть». Закармливанием и вообще чрезмерной опекой родители бессознательно пытаются компенсировать недостаток своей любви к ребенку. В свою очередь, дети с помощью еды защищаются от депрессии, связанной с отсутствием материнской ласки.
Человек, зависимый от еды, зачастую несчастлив. К сожалению, он считает пищу единственной отдушиной и радостью в жизни, своего рода спасением от стрессов, средством защиты. Испортилось настроение? Кто-то расстроил? Поссорился с друзьями? Обиделся на жену? Затолкали в транспорте? И вот рука автоматически тянется к холодильнику, чтобы «заесть» горе. Стресс уходит, на душе легче. Но потом наступает разочарование, и человек пытается справиться с ним опять, же при помощи испытанного метода. Так и попадает в ловушку.
Пищевые расстройства нередко возникают как протест. Например, муж не обращает внимания на супругу, возможно, изменяет ей. Она постоянно «на нервах» и пытается «заесть» свою семейную драму. Или: жена предъявляет мужу непомерные финансовые требования и упрекает, что он мало зарабатывает. В ответ муж «гасит» семейные трения и собственное беспокойство гамбургерами, чипсами и выпивкой. Ситуацию отчасти объясняет афоризм: «В борьбе между сердцем и головой, в конце концов, побеждает желудок».
Некоторые женщины ускоренно набирают вес после искусственного прерывания беременности, чтобы оградиться от окружающих, стать менее привлекательными для мужчин и избежать нового повода к аборту. Полнота дает ощущение защиты от опасной близости. Сердце, разбитое из-за растоптанного в зачатке счастья материнства, оказывается в плену у тучного тела. Горе и отвращение при виде собственной когда-то стройной, изящной фигуры отражают ужас и мрак, царящий в душе. Этим женщина подсознательно карает себя.
Есть и существенный физиологический момент. Переедание стимулирует чувство голода, и у зависимого от пищи человека меняется обмен веществ. Сразу после трапезы (особенно обильной и с возлияниями) падает уровень глюкозы в крови, и поэтому повышается возбудимость нервной системы, увеличиваются раздражительность и тревога.
История
В детстве толстенькая девочка, в юности плотная маленькая девушка, с возрастом она становилась всё толще и толще. Ее округлое лицо с чистой гладкой кожей выглядело красиво, но тело – гротескно. Массивные руки, свисающий живот, отсутствие талии, несоразмерно крупные ноги...
Девушка отличалась отменным аппетитом. Она просила добавки каждого блюда, по утрам любила отведать мороженое с взбитыми сливками, а после обеда – кофе с пирожными. Очередная трапеза перед сном тоже входила в ее рацион. А в промежутках между приемами пищи она подкреплялась шоколадом. На вопрос, почему она так много ест, она ответила: «Да, господи, я бы хотела, есть меньше, но я бываю чертовски голодна. Если я пропущу обед, то становлюсь такой слабой, что просто падаю с ног». Она не была счастлива. Приветливая, доброжелательная, остроумная, часто шутила. Однако за ее юмором скрывалось тихое отчаяние: «Я не хочу быть толстой. Никто не любит толстых девушек, никогда не приглашают танцевать. У меня нет друзей. Мужчинам я как будто бы нравлюсь, но дальше дело не идет. Похоже, обречена, остаться старой девой».
Эта последняя фраза на приеме у меня выразила главную проблему несчастной девушки – одиночество, опасение лишиться радостей супружества и материнства. Как нередко бывает при состояниях страха, она одновременно боялась и исполнения своей заветной мечты – выйти замуж.
Постепенно мы разобралась в путанице собственных желаний. Она поняла, что еда заменяет ей всё остальное. В радости, печали, тревоге, недоумении всегда ела. И это вместо того, чтобы разрешить конкретную проблему, ей казалось, что еда отвлекает ее от плохих мыслей и переживаний. В Клинике Сегал девушка уяснила другое: чтобы преодолеть ожирение, нужна не физическая сила, не сила воли, а очень высокая и правильная мотивация! Она научилась реагировать на сложные ситуации по-новому. Ей стало ясно, что могут быть и иные приятные ощущения, кроме полного желудка. И вовсе не обязательно цепляться за еду, как за спасательный круг. Зачем же все радости жизни сводить к еде?! Осознав свои заблуждения, девушка прозрела. Она ограничила рацион и тщательно пережевывала пищу, а не просто набивала желудок.
В результате нашей терапии, появились стимул и возможность похудеть. Изменив некоторые взгляды на жизнь и еду, нам удалось справиться с привычкой переедать. Вместе выработали более правильный режим питания и стиль поведения. Эта история показывает, что нестабильность гормонального фона, в данном случае, зависела от эмоционального состояния и лишнего веса. Конечно, отмечались и нарушения деятельности желез внутренней секреции. Врачи могли бы лечить традиционными способами: давать гормоны и лекарства для снижения аппетита, посадить на строгую диету, посоветовать заняться лечебной физкультурой, наконец, хирургически удалить часть жировых отложений. Все эти методы по-своему эффективны. Но сами по себе, без переоценки ценностей и работы над собой, они не гарантируют пациента от рецидивов.
Не случайно ученые говорят о «психической зависимости от еды». Это понятие имеет такое же право на существование, как термин «психическая зависимость от алкоголя и наркотиков». Больного обуревают постоянные, навязчивые мысли о вкусных и любимых кушаньях. Настроение поднимается в предвкушении застолья, а подавленность и неудовлетворенность возникают, наоборот, при отсутствии лакомств и изысканной гастрономии.
Итак, ожирение на почве чревоугодия – это бегство от неудовольствия, уход от проблем, способ защиты от неприятностей. Но душевный дискомфорт не врачуется едой. Страх перед жизненными обстоятельствами побуждает некоторых людей заполнять свою внутреннюю пустоту внешними средствами. Это чувство внутренней пустоты порой разжигает зверский аппетит. И если мы внимательно разберемся в духовно-психологических истоках ожирения, то уразумеем и пути его излечения.
Гурман, помни!
Когда специалист принимает пациента, страдающего перееданием, должен разъяснить пациенту сущность и правила питания. Попробуем смоделировать эту беседу. Вот основные тезисы.
Нужно есть неторопливо, тщательно пережевывая, не глотая крупные куски и делая двухминутные паузы между блюдами. Тогда легче осознать: теперь довольно. А дальше проявите твердость и не поддавайтесь уговорам окружающих. Китайская мудрость гласит: «Не откусывай больше, чем ты можешь проглотить».
Гурманам нелишне напомнить афоризм А.Чехова: «Когда мы встали из-за стола голодные – мы поели, когда сытые – мы переели, а когда переели – то мы отравились».
Пищевую зависимость трудно устранить, ругая себя за очередное лакомство, укоряя и ненавидя свою слабую волю и одновременно делая поблажки. Сколько случаев обжорства началось твердым решением сесть на диету с завтрашнего утра? Дескать, по - балую себя в последний раз, а потом возьмусь за ум. В народе по схожему поводу шутят: «Помянем рюмочкой, что я завязал пить».
Как же реально уменьшить тягу к еде и избавиться от бестолкового поглощения калорий?
Надо разделять еду и эмоции. Учиться выражать свои чувства и избавляться от стресса с помощью игровых ситуаций, творчества (рисование, лепка, конструирование и т.д.).
Вместо внеочередной еды некоторые люди предпочитают смотреть новости, читать, играть в шахматы, беседовать с друзьями, гулять с собакой, любоваться красотами природы, радоваться музыке, делать самомассаж, дышать целебными благовониями. Каждый по-своему вышибает клин клином.
Нельзя ограничивать и мучить себя во всем и сверх меры. Неразумные ограничения часто приводят к срывам. Не стоит ставить слишком высокую планку, давая обещания типа «впредь никогда…»; «чтобы я еще раз…» Ведь не случайно родилась фраза: «Никогда не говори “никогда”». Неисполненный обет охлаждает волю к победе.
Не стоит прельщаться лукавыми самооправданиями типа «хорошего человека должно быть много» или «полнеть – так с удовольствием!» Следует пользоваться маленькими тарелочками и чашками, еду готовить только на сегодня. Это избавляет от искушения «срочно доедать, чтобы не пропало».
Нет смысла резко отказываться от любимых и привычных блюд. Жесткая диета – тяжелая нагрузка для психики. Надо позволить себе время от времени съесть небольшой кусочек торта или пару конфет. Так человек не будет чувствовать себя ущемленным и лишенным обыденных радостей жизни. Не нужно создавать гигантских продуктовых запасов. Когда холодильник доверху забит едой, соблазнов несравнимо больше. Ни в коем случае нельзя совмещать еду с другими видами деятельности: работой, просмотром телепередач, выходом в Интернет, чтением прессы и т.д. Это механически увеличивает желание перекусить.
Многое другое, Вы можете узнать в Клинике Сегал. Всё можно исправить без ножа и лекарств до определённого момента!!!
С уважением Борис Сегал www.segalgmila.com 0546274777
Источник http://www.mgzt.ru/article/2566/