12 ноября в рамках VIII Международного фестиваля "Гешер" будет показан первый русский фильм-катастрофа "Метро", снятый режиссером Антоном Мегердичевым по одноименному роману Дмитрия Сафонова. Эта картина стала триумфатором петербургского фестиваля "Виват кино России!", получив гран-при и приз за лучшую операторскую работу. Одна из составляющих зрительского интереса – звезды российского кино, исполнители главных ролей Сергей Пускепалис, Анатолий Белый, Светлана Ходченкова, Елена Панова.
В 2002 году российская актриса Елена Панова была удостоена Государственной премии России за работу в многосерийной мелодраме «Граница. Таёжный роман». Роль Галины Жгут в многосерийном фильме Александра Митты принесла Елене Пановой любовь зрителей и статус известной актрисы.
В фильме "Метро" героиню Елены Пановой снова зовут Галя. Но имя - единственное, что объединяет этих двух персонажей: едва ли кому-то захочется стать похожей на спивающуюся бывшую спортсменку Галочку, утратившую изящество и женственность. Однако невозможно не восхититься разноплановой игрой Елены Пановой, вновь создавшей живой, характерный образ.
- Галина – асоциальный персонаж, она ушла из большого спорта и потерялась в этой жизни, ей трудно, но она никому не делает зла, - охарактеризовала свою героиню Елена Панова в телефонной беседе. – Я не расцениваю ее, как полностью опустившуюся женщину. И я согласна с режиссером: есть надежда, что у Галины каким-то образом все наладится..
- У положительных персонажей есть чему поучиться. Что дают отрицательные герои?
- Отрицательные герои наглядно показывают то, к чему не надо стремиться, изображают тех, на кого не хочется быть похожим. И все же, моя Галина – не отрицательный персонаж. Я старалась показать ее доброжелательной, веселой, не лишенной обаяния. Да, с Галины нельзя брать пример, но она – всего лишь растерявшийся человек, ведь в 90-е годы жизнь многих выбрасывала на обочину.
- Как эта роль стала вашей?
- Часто на съемочной площадке события происходят непредсказуемо. Когда меня пригласили на пробы, я не очень-то стремилась получить эту роль: многие сцены были связаны с пребыванием в воде непонятной температуры и прочими подобными «прелестями». Снималась в шапочке, которую принесла по просьбе режиссера, и в жилете, заимствованном у кого-то на площадке. Может, от невеликого желания получить эту роль, я с легкостью справилась с пробами, и они вышли довольно интересными. Так получилось, что я сразу почувствовала, ощутила, ухватила характер героини. А режиссер грамотно расставил акценты. Хотя многие считают, что я сыграла в не свойственном мне амплуа, эта роль далась мне без труда. И я рада, что она у меня есть.
- Елена, как бы вы повели себя, что сделали бы, если такая катастрофическая ситуация, как в фильме "Метро", сложилась бы в жизни?
- Предположить очень сложно. Я не знаю, как повела бы себя в экстремальной ситуации. Надеюсь, что попыталась бы действовать – не впала бы в ступор.
- Считается, что актеры обязаны быть приучены к дисциплине. К вам это относится?
- Считается, что талантливые люди в большинстве своем ленивы. Когда я училась в школе-студии МХАТ, нам надо было самостоятельно готовить сценки – выбирать темы, отрывки, ставить их – все самим. Большой объем работы. Но чаще всего это делалось в последние три дня. Конечно, дисциплина необходима в любой профессии. И все же экспромт – неотъемлемая часть творчества. Нередко творческие люди рассеянны, задумчивы, поэтому, да, дисциплина нужна, и к ней надо себя приучать. Я, во всяком случае, стараюсь.
- Со времени учебы в школе-студии МХАТ много воды утекло. Судя по фильму «Метро», вам все же пришлось достаточно времени провести в воде, залившей тоннель. Для этого, как минимум, надо уметь плавать и обладать физической закалкой. Вы занимаетесь спортом?
- У меня есть абонемент в спорт-клуб, и каждый год я его обновляю. Все думаю: вот-вот начну серьезно заниматься... Но хожу туда нерегулярно: съемки, спектакли, домашние дела не дают возможности систематизировать тренировки. В детстве я много занималась танцами, серьезная физическая нагрузка была и в школе-студии, далее, в театре, когда в спектакле были танцевальные номера, тоже много времени уходило на физические упражнения.
Относительно плавания – умею. Но на съемках фильма «Метро» плавать почти не приходилось. Для сцен, где мы тонем, на нас надевали гидрокостюмы, в которых нас выбрасывало на поверхность, как поплавки. Поэтому иногда нас придерживали за ноги либо привязывали грузики, чтобы мы не всплывали.
- Ваши героини в фильмах, сериалах – сильные женщины, способные преодолеть любые трудности. В жизни вы тоже способны всего добиться?
- Наверное, не всего. Сложно оценивать себя со стороны. Недавно у меня состоялся разговор с одним режиссером. Он, судя по моим ролям, решил, что я – веселая, энергичная, жизнерадостная. Он такой меня увидел, но я так не считаю. Мне чаще достаются роли экстравертов, я же в большей степени – интроверт.
- Женщины – это особый народ, или вы их иначе определяете?
- Женщины – это женщины, а мужчины – это мужчины. Полагаю, что лучше всего здоровый союз между ними. С возрастом прихожу к выводу, что самодостаточность женщин зависит от мужчин.
Женщины на руководящих должностях, лидеры в своем деле для меня скорее исключение из правил. Женщины, которые замужем, «за мужем» способны сделать гораздо больше, чем если бы они действовали самостоятельно. Когда-то, давая интервью, я говорила, что для меня главное – карьера. Сейчас понимаю, что это не так. Любая женщина, какой бы сильной она ни была, мечтает встретить своего мужчину.
- Вы его встретили?
- Надеюсь, что да.
- Недавно вы стали мамой. Как складываются взаимоотношения с дочерью? Кем будет ваша дочь, пойдет ли по стопам династии?
- У меня была такая ситуация: мой папа, Виктор Панов – режиссер молодежного театра-студии в Архангельске. Я росла в театральной обстановке. Моя мама – преподаватель по классу фортепиано, с музыкальным слухом у меня все замечательно, но играть на инструментах я не умею.
Пока дочь слишком мала, чтобы строить прогнозы: ей 1 год и 8 месяцев. Я хочу наблюдать за ней, понять, что ей интересно, и никак не навязывать свое мнение. Актерской карьеры я ей не желаю, но если у нее проявится талант, отговаривать не стану. Возможно, предложу какую-либо альтернативу, покажу, что жизнь гораздо шире, и в ней есть место не только актерству.
- Чего вы больше всего боитесь в жизни?
- Опасаюсь многого. Недавно подруга рассказывала о женщине, которая сказала: «Я ничего уже не боюсь, кроме себя самой». Меня поразило, что она подметила при этом: надо бояться каких-то своих отрицательных проявлений. Когда я чувствую в себе злость, раздражение, меня это пугает, мне с этим некомфортно жить. А вообще, неизвестно, что день грядущий нам готовит. У нас очень нестабильная, зависимая профессия. Бывает, не знаешь, что будет с работой через год, а иногда и через месяц, и это держит в напряжении. Это не то чтобы пугает, просто держит в напряжении. Но это уже, скорее, стиль жизни.
- Судя по многочисленным ролям, вы востребованная актриса.
- Сейчас я уже не служу в театре, хотя много лет проработала во МХАТе. Но после рождения дочери я живу на вольных хлебах. Недавно впервые согласилась поучаствовать в антрепризе. Со спектаклем центра «Шанс», поставленным режиссером Александром Васютинским по пьесе Владимира Попова «Мужчина моей мечты», мы побывали на гастролях в разных городах России.
- Вы себя считаете счастливым человеком?
- Да!
- Елена, вы бывали прежде в Израиле?
- Для меня это – первая поездка в Израиль, я давно этого желала, но сама еще не скоро собралась бы. Так что предстоят два события сразу: и фестиваль, и знакомство с новой для меня страной.
Интервью провела Галина Маламант