«Сильва», «Цыганская принцесса», «Княгиня чардаша», «Да здравствует любовь!» - таковы варианты названий самой популярной оперетты Имре Кальмана «Королева чардаша». На протяжении многих лет зрители всех поколений с волнением следят за судьбой звезды варьете Сильвы Вареску и вслед за обаятельным графом Бони Канчиану повторяют: «Без женщин жить нельзя на свете, нет!».
В декабре израильская публика сможет увидеть этот знаменитый музыкальный спектакль в исполнении прославленного Будапештского театра оперетты, который считается одним из лучших в мире.
Оперетта - это венгерское изобретение, а Имре Кальман - самое громкое имя в истории этого жанра. Наконец, «Королева чардаша» или «Сильва» (именно под таким названием этот спектакль знает русскоязычная публика) вот уже почти 100 лет – бесспорно, оперетта номер один, ее вдохновенные мелодии рассказывают о всепобеждающей силе любви, которой не страшны никакие преграды.
В конце 1913 года либреттисты Бела Йенбах и Лео Штайн предложили Имре Кальману сюжет оперетты под названием «Да здравствует любовь!», посвященный звезде варьете Сильве Вареску. Содержание произведения в чем-то перекликалось со знаменитой оперой Верди – героиня его тоже женщина, которой нет места в «свете», и брак с которой для аристократа немыслим. В процессе работы композитор переименовал пьесу в «Княгиню чардаша». Премьера спектакля состоялась в венском «Иоганн Штраус театре» 17 ноября 1915 года. В том же году оперетта была поставлена в Будапеште. Сценическую судьбу «Королевы чардаша» можно без преувеличения назвать блестящей. В Вене оперетта выдержала 2000 спектаклей, а в Берлине спектакль шел ежедневно в течение двух лет. Вслед за Веной, Берлином и Будапештом «Сильва» начала свое триумфальное шествие по сценам всего земного шара, которое продолжается по сей день.
В России первая постановка оперетты состоялась в разгар войны с Германией в 1916 году, поэтому как название оперетты, так и многие имена действующих лиц были изменены. С тех пор в СССР большинство постановок шло под названием «Сильва». Эта традиция продолжается и в современной России.
В Израиле «Сильву» представит основанный еще в 1923 году Будапештский театр оперетты.
Постановку спектакля в 2002 году осуществил художественный руководитель театра Миклош-Габор Керерьи, режиссерские работы которого знают и ценят во всем мире под торговой маркой КЕРО. После оглушительного успеха «Королевы чардаша» в Будапеште ее режиссера пригласили поставить этот спектакль сначала в Зальцбурге (2006 год), а затем в Праге (2008 год).
Версия КЕРО классической оперетты в значительной мере отличается от трактовок, к которым привык русскоязычный зритель и, напротив, намного ближе к постановке, осуществленной под руководством самого Кальмана - прежде всего, более ощутимым присутствием тех исторических событий, на фоне которых проистекает основная фабула. Первая мировая врывается в действие уже с первых нот увертюры и придает спектаклю особенный драматизм. Режиссерский ход с раненым на фронте солдатом, который блуждает среди веселящейся толпы и периодически начинает ее расстреливать из костыля не просто напоминает, когда именно состоялась премьера, но придает с детства знакомой пьесе новую глубину. Вместо салонного лоска, который принято придавать «Сильве», Миклош-Габор Керерьи воссоздает на сцене настоящую страсть и настоящий кафешантан. В Израиле спектакль пройдет на венгерском, с титрами на иврите и английском.
Для многих станет сюрпризом настоящий смысл арии Бони, раздающего кордебалету подарки, - в оригинале в «Красотках кабаре» поется о продажной любви, а вовсе не о женском легкомыслии.
Еще одним существенным отличием венгерской постановки является роль матери Эдвина княгини Цецилии – в «Сильве» Будапештского театра оперетты этот персонаж является одним из самых главных. Ее арии «Частица черта» и «Эй, друг любезный» по замыслу режиссера привносят в действие не только блеск, но и драматизм - особенно последняя ария, под лихую мелодию которой офицеры уходят на фронт. Наконец, в венгерской редакции полностью сохранен великолепный финал первого акта, которым обычно любят жертвовать.
«Сильва» Будапештского театра оперетты завораживает виртуозностью арий и актерского мастерства, потрясающей искрометностью и роскошью декораций и костюмов.
«Сильва» – это мир сцены и кулис. Придуманный, но переплетенный с реальностью мир, в котором есть искренность и недоразумения, наивная самоотверженность и мелкий обман, любовь, страсти и расставания. В оперетте разворачивается своеобразный дружеский поединок комедийных актеров и лирических героев. Они по-настоящему любят и дружат, по-настоящему борются за свое счастье и веселятся.
Сменяются эпохи, время диктует новые музыкальные ритмы, но к Имре Кальману и его «Сильве» в исполнении Будапештского театра оперетты это не имеет никакого отношения: они стали классиками, а классики, как известно, бессмертны.
Спектакли «Сильвы» Будапештского театра оперетты в сопровождении оркестра «Симфонет Раанана» пройдут в зале Израильской оперы в Тель-Авиве с 12 по 21 декабря.
София Нимельштейн
Фото: Vera Eder.