10 декабря 2013 года в Варшаве открылось заседание Наблюдательного совета Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы.
Члены Наблюдательного совета подвели итоги работы Форума за прошедший год, проанализировали новую ситуацию в сфере сокращения и ограничения ядерных вооружений, нераспространения ОМУ и формирования критериев безопасной ядерной толерантности, а также определили задачи на 2014 год.
Участие в этом мероприятии приняли профессор Стэндфордского университета, ранее министр обороны США Уильям Перри, председатель правления и заслуженный профессор Австралийского национального университета, ранее министр иностранных дел Австралии Гарет Эванс, член Президиума РАН, академик РАН Николай Лавёров, председатель Оргкомитета Люксембургского форума, главный научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Дворкин и другие известные специалисты по ядерному разоружению и нераспространению ОМУ.
В качестве приглашенных гостей мероприятие посетили: председатель Комитета по международным делам Сената (верхняя палата парламента) Польши, ранее премьер-министр и министр иностранных дел Польши Влодзимеж Чимошевич; председатель Союза демократических левых сил, премьер-министр Польши в 2001-2004 гг. Лешек Миллер, посол Российской Федерации в Польше Александр Алексеев.
Ключевыми темами заседания стали проблемы безопасной ядерной толерантности и установления критериев незаявленной деятельности по разработке ядерного оружия, которые могут быть использованы МАГАТЭ и Советом Безопасности ООН для определения характера и целей ядерных программ государств-членов Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Были также рассмотрены перспективы процесса ядерного разоружения и контроля над вооружениями, укрепления режима нераспространения ОМУ, сотрудничество в сфере противоракетной обороны (ПРО) и его роль в процессе ядерного разоружения.
Как отметил в своём вступительном обращении к участникам президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор, «дальнейшее сокращение ядерных вооружений в ближайшей перспективе маловероятно из-за тупика, сложившегося в отношениях России и США/НАТО главным образом по проблеме ПРО. Такой тупик возник из-за планов прежней администрации США разместить базу стратегических перехватчиков в Польше, в непосредственной близости от границ РФ. Позже эти планы были скорректированы, но напряжённость в двусторонних отношениях сохраняется».
«Позиция Республики Польша в дальнейшем будет оказывать значительное влияние на перспективы урегулирования этой и других проблем разоружения, и, значит, на режим ядерного нераспространения», - добавил он, отметив, что среди стран Восточной Европы Польша играет решающую роль в укреплении стратегического партнёрства между Западом и Востоком, в том числе в решении тех проблем, которые непосредственно относятся к функциям Люксембургского форума: укрепление режима ядерного нераспространения, сокращение ядерных вооружений, противодействие ядерному терроризму.
Отдельное внимание участники заседания уделили проблеме ядерной программы Ирана, в том числе в свете подписанного 24 ноября в Женеве соглашения с «шестёркой» международных посредников (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германия) в виде Совместного плана действий. «На фоне полного игнорирования Ираном всех шести резолюций Совета Безопасности ООН, начиная с 2006 года, четыре из которых с санкциями практически косметического порядка, требующими прекратить обогащение урана, достигнутое соглашение можно оценить как прорыв», - заявил Вячеслав Кантор.
«Необходимость принятия подобных санкций по отношению к государствам-членам ДНЯО в случае выявления фактов начала работ по оружейной ядерной программе должны стать важнейшим уроком в стремлении укрепить режим ядерного нераспространения, - добавил президент Люксембургского форума. – В целом роль и влияние подписанного Соглашения можно будет оценить только в ходе его выполнения и в процессе выработки и согласования в течение следующего года полномасштабного соглашения, которое позволило бы окончательно разрешить ядерную проблему Ирана, которая уже более десяти лет является наиболее критическим звеном устойчивости ДНЯО и всего режима ядерного нераспространения».
Члены Наблюдательного совета Форума дали свою оценку выполненной в этом году работы и внесли предложения по деятельности Форума на 2014 год. В частности, в следующем году эксперты планируют провести анализ всего комплекса традиционных и новых проблем минимизации ядерных угроз. Также эксперты Люксембургского форума планируют продолжить исследования по проблеме безопасной ядерной толерантности, а также обсудить и выработать предложения по решению актуальных проблем нераспространения ОМУ и средств его доставки, сокращения ядерных вооружений и противоракетной обороны, а также анализировать обстановку на Корейском полуострове и развитие ситуации в связи с ядерной программой Ирана.
По итогам заседания его участники подготовят традиционный итоговый документ со своими рекомендациями и конкретными предложениями. Подобные документы регулярно готовятся экспертами Люксембургского форума после каждого мероприятия и находят свой отклик среди адресатов – ведущих мировых политиков и лидеров крупнейших международных организаций. Практически все адресаты учитывали отражённые в этих документах рекомендации, о чём свидетельствовала соответствующая официальная переписка.
Международный Люксембургский форум по предотвращению ядерной катастрофы создан решением Международной конференции по предотвращению ядерной катастрофы, состоявшейся 24—25 мая 2007 года в Люксембурге. В состав Консультативного Совета Форума вошли 49 наиболее авторитетных и хорошо известных в мире экспертов из 14 государств.
Форум является одной из наиболее представительных неправительственных организаций, объединяющих ведущих мировых экспертов в области нераспространения ядерного оружия, сокращения и ограничения вооружений.
Президент Форума — Вячеслав Кантор. Основные органы Форума: Международный консультативный совет и Наблюдательный совет.
Основные задачи Форума заключаются в анализе угроз, связанных с распространением ядерного оружия и разработке конкретных предложений и рекомендаций по направлениям дальнейшего сокращения ядерных вооружений, укреплению режимов ядерного и ракетного нераспространения, противодействию попыткам приобретения ядерного оружия и ядерных технологий со стороны неустойчивых режимов и террористических организаций, по разрешению ядерных кризисов Ирана и КНДР.