Неумение держать стресс.
У алкоголика не получается, ни достичь по-настоящему хорошего состояния, ни пережить неприятности без выпивки. Механизмы совладения детренированы, способности к чистой радости растеряны. И это понятно: то, что не тренируется — атрофируется. Да и биохимический аппарат мозга нарушен. В результате возникает внутреннее напряжение, депрессия, неудовлетворенность жизнью. Эти неприятные переживания алкоголик приписывает внешним обстоятельствам: проблемам на работе, плохой жене, дурному начальству, а решает их в совсем другом пространстве — в пространстве иллюзий, путем выпивки. Можно согласиться с каждой претензией алкоголика к жизни, но почему решать эти проблемы выпивкой? Да только потому, что есть тяга, и еще потому, что это привычный путь, другие давно забыты. Это «благоприобретения» алкоголика на пути алкоголизации.
Патологическое влечение к алкоголю.
Алкоголик может не осознавать его, но оно все равно грызет изнутри. Так, чтобы влечение имело форму хорошо осознанной «тяги», бывает обычно уж в довольно поздних стадиях алкоголизма. В более ранних фазах алкоголизма влечение не особенно осознается, но, тем не менее, алкоголик уже придумывает поводы для выпивки, уже появляются мысли типа «если не выпивать, что зачем встречаться?» уже без выпивки портится настроение, становится скучно, возникает раздражение. Влечение к алкоголю проявляется в оживлении при разговоре о выпивке: глаза блестят, появляется специфическая улыбка на лице. Я иногда спрашиваю жену пациента, может ли она предвидеть запой, для самого пациента почти всегда «неожиданный». И более чем в половине случаев получаю ответ, что может, причем уже за несколько суток. Сам пациент такому ответу бывает удивлен. Но значит, не случаен запой, значит, организм уже заранее настраивается на выпивку. Алкоголик не справляется с решениями в том, что касается выпивки. Он не в состоянии предвидеть последствия первой капли принятого алкоголя. Он не способен учитывать богатейший болезненный опыт, ни свой, ни чужой. В этом опыте похмелье, потери, страдания близких, но мозговой аппарат алкоголика ухитряется все это вытеснить за психологические защиты, не видеть, не учитывать, и снова и снова давать разрешение на выпивку. Алкоголик может долго вести внутренний диалог, а потом вдруг, не понимая сам, как, резко, как, вдруг махнув рукой на все, выпить.
Наркогенные убеждения.
«Наркогенные» — приводящие к зависимости. Очень многие убеждения, впитанные с раннего детства, имеют явно выраженную алкогольную направленность. Ну, понятно, праздник, собираются гости, на стол выставляется спиртное как необходимый атрибут. Потом молодежная компания, там «нормальные ребята» пьют и рассказывают потом друг другу, кто как с кем бухал и каким, потом был идиотом, и это кажется, очень смешно... особенно, если говорить больше не о чем. Потом работа, кто не пьет, тот не свой, «да ты не русский, что ли». Так формируется убеждение о том, что без спиртного жизнь ущербна, что «нормальный» человек, «настоящий мужик» пьет непременно. Кто больше выпил, тот и круче. Самое коварное заключается в том, что эти убеждения не осознаются как просто убеждения, которые могут быть такими, а могут быть и другими. Они кажутся абсолютной данностью, незыблемой, они кажутся непреложным фактом. Власть толпы велика. «Что я, не как все, что ли?» Прямо-таки трагедия, быть не «как все».
Культуральные влияния.
Проблема убеждений смыкается с другой проблемой: культуральными (вернее, псевдокультуральными) влияниями, традицией. И в этом есть своя правда: чем меньше у людей общих интересов, тем больше нужно водки, чтобы они перестали чувствовать себя чужими друг с другом. Для того, чтобы отвергать «освященные» общественными заблуждениями традиции, нужно иметь достаточно сильное «Я», изрядную уверенность в себе. А алкоголик очень часто оказывается неуверенным в себе человеком, ему не хватает убежденности в собственном достоинстве, вправе быть самим собой, выбирать поступки не в согласии с предрассудками, а по своему усмотрению. Мир, в котором мы живем, балансирует на грани безумия. И сохранить ясный разум в этом мире непросто. Выделить себя, свое «Я», дать внутренний отпор безумным идеям, охватывающим массы, навязываемым обществом, непросто, это требует ясного понимания себя, самостоятельного мышления.
Идея о том, якобы пьянка — непременный атрибут жизни хорошего человека, человеческого единения, безусловно, одна из таких безумных идей. На самом деле, вопрос куда фундаментальнее, чем только отношение к алкоголю. У того, кто в чем-то существенном противостоит обществу, могут быть сомнения вправе быть иным, думать по-другому, и тогда человек от безумия мира пытается спастись в алкогольном безумии.
Человеку, ступившему на путь алкогольной зависимости необходимо помочь. Купировать влечение к алкоголю, восстановить трезвую стресса устойчивость, научиться, с удовольствием жить в трезвости, отказываться от спиртного и с легкостью отвергать уговоры на выпивку. Понимать собственные чувства, мыслительные стратегии, поменять малопродуктивные стратегии на эффективные, решать личные проблемы неалкогольным путем, ощущать себя комфортно и достойно, создавать благоприятную семейную атмосферу!!!
Как? Обратиться к специалисту. Я помогу, и буду вместе с вами, на этом нелегком пути достижения конечного результата.
0546274777
С уважением, парапсихолог Борис Сегал
По материалам сайта www.ondnarko.ru