Неподражаемый Сергей Юрский привозит в Израиль грандиозный спектакль о жизни грандиозного художника
Израильская публика в предвкушении – в марте-апреле в нашей стране будет представлена самая свежая и самая нашумевшая премьера московского театра Ермоловой, ставшая прошлогодней театральной сенсацией. Спектаклю "Полеты с ангелом. Шагал", вошедшему в репертуар театра, всего несколько месяцев, и билеты на него в Москве сегодня не достать. Более того, в Израиле будет представлена полная версия этой постановки, в которой блистают всеобщие любимцы - народные артисты России Сергей Юрский и Наталья Тенякова. Вместе с ними на подмостки выйдут еще три актера и целый оркестр – еврейскую жизнь без альта и контрабаса правдиво сыграть почти невозможно.
Спектакль "Полеты с ангелом. Шагал" поставил сам Сергей Юрский. Причем сделал это с поистине московским размахом – жизнь его главного персонажа, великого художника Марка Шагала протекает на фоне грандиозных декораций, невозможных для мобильной и легковесной антрепризы. Большинство декораций – это знаменитые картины Мастера, написанные им в разные годы.
Сам Юрский-актер исполняет в своем спектакле сразу 9 ролей - Шагала во всех возрастах, от 9 до 98 лет, наркома просвещения СССР Луначарского и других важных и не очень в жизни великого художника людей. По несколько ролей играют и остальные актеры – таково обязательное требование Юрского-режиссера. Личность и творчество Шагала располагает к экспериментам – "Полеты с ангелом" предлагают оригинальный подход к освоению сценического пространства.
Всего же в пьесе около 20 персонажей. Причем двое из них, по замыслу постановщика, несут особую смысловую нагрузку и исполняются актерами, у которых других ролей в спектакле больше нет. Это образ Матери, который трогательно и, при этом, мощно создает на сцене Наталья Тенякова, и образ рассказчика, автора, некоего Человека с трубкой, которого в спектакле воплощает актер Александр Аронин. Многое в этой жизни тленно и изменчиво: возраст, события, люди, обстоятельства, поступки. Но две величины остаются постоянными – это Мать и Судьба.
Вместе с Юрским, Теняковой и уже упомянутым Арониным в спектакле заняты Анна Гарнова (ангел, Белла, Антуанетта), заслуженная артистка России Людмила Дребнева (Лушка, "Сожженная картина"). Кроме того, на сцене присутствуют музыканты: Павел Демидов (ударные и перкуссия), Алексей Полищук (альт), Алексей Скипин (аккордеон), Лев Успенский (гитара), Михаил Хохлов (контрабас).
Очень важна и звуковая основа спектакля, в котором в качестве персонажа, как считает режиссер и исполнитель главных ролей Сергей Юрский, участвует живой оркестр, состоящий из эмигрантов, поскольку и сам Шагал был эмигрантом - художник получил мировое признание отнюдь не на родине. Оркестр на сцене перевоплощается также мастерски и органично, как и остальные актеры. То он плачет и смеется искренними еврейскими мелодиями, то изображает советских революционеров, то – туристов в Лувре.
Так из лоскутов и вспышек воспоминаний, обрывков мелодий и мимолетности образов выстраивается жизнь человека, мужчины, большого художника, в которой уместилось все - от еврейской свадьбы до ужасов нацизма. Все, что произошло в его жизни, художник Шагал отображал обычными красками. Художник, актер и режиссер Юрский отображает историю своего героя красками театра: метко, ярко, объемно, трогательно и завораживающе. Многие скажут: "Так уже не играют!". Остальные могут апеллировать: "Так еще не играют!". И все будут правы – мастеров уровня Юрского действительно пока нет, но есть он сам – с его неповторимыми иронией, многоликостью, рискованной смелостью, новаторством, экспериментаторством и умением держать классическую "мхатовскую" паузу…
Спектакль поставлен по одноименной пьесе драматурга Зиновия Сагалова – члена Союза писателей, Союза журналистов, Союза театральных деятелей Украины и Международной федерации русских писателей, живущего в Германии в городе Аугсбург. Он – автор 20 пьес, спектакли по которым идут во многих странах мира – в России, Украине, Израиле и Америке.
Сагалов написал свою пьесу в стихах, что предполагает особое существование на сцене.
Переосмысленная и воплощенная на сцене биография великого Шагала, по словам самого Юрского, "это фантазия, а не биография - это последняя секунда жизни старого человека". "Это отлет на небо, поэтому и называется пьеса "Полеты с ангелом", - продолжает Юрский. - И в эту секунду в совершенно вольном плотном чередовании самых ярких впечатлений проходит вся его жизнь, но совершенно не последовательно. Это покаяния Шагала перед его главной любовью и музой - Беллой, которую он посмел пережить, покаяния перед матерью - перед матерью каждый виноват, покаяния перед Богом".
В этом рассказе хронология абсолютно нарушена. Это вспышки памяти Шагала, уже переступившего смертную черту… Сын грузчика из рыбной лавки, его картины вопреки всем правилам выставят в Лувре еще при жизни художника. Переживший две эмиграции, голод, революцию, фашизм, в этом спектакле Мастер предстает кающимся. Просит прощения у матери, у любимой женщины и в конце – у неба.
Шагал на своих полотнах сравнял людей с ангелами, одарив их способностью летать. Юрский, как режиссер и главный исполнитель, парит в своем повествовании от начала до конца – как ангел и как неординарный человек, наделенный способностью вознестись над бренностью бытия и, при этом, подчеркнуть ценность и важность таланта, целеустремленности и любви.
Спектакли московского театра имени Ермоловой "Полеты с ангелом. Шагал" с народными артистами России Сергеем Юрским и Натальей Теняковой в главных ролях состоятся:
31 марта, в понедельник, в 20.00 – в Ашдоде (Центр сценических искусств);
2 и 3 апреля, в среду и четверг, в 20.00 - в Тель-Авиве (Театр "Гешер", зал "Нога");
5 апреля, в субботу, в 20.00 - в Хайфе ("Аудиториум");
7 апреля, в понедельник, в 20.00 – в Беэр-Шеве ("Гейхал ха-Тарбут" Гистадрута);
9 апреля, в среду, в 20.00 - в Иерусалиме ("Жерар Бахар").