Романтический балет - очень тонкая субстанция, тем более в наше время. Его трудно ставить и трудно воплощать, но любителям балета в Израиле повезло - в начале июля в четырех городах будет показана "Жизель" (90 участников в сопровождении оркестра) в великолепной редакции Леонида Лавровского хореографии Жана Корелли, Жюля Перро и Мариуса Петипа, в которую Екатеринбургский театр оперы и балета внес свое трепетное отношение к романтическим образам классического балета.
Одним из несомненных украшений израильского лета станут гастроли одного из старейших в России Екатеринбургского театра оперы и балета, организованные при поддержке международного фестиваля танца в Кармиэле (в Израиле помимо "Жизель" театр покажет "Лебединое озеро" в адаптации для Международного фестиваля танцев, ежегодно проходящем в Кармиэле). Свой первый сезон в 1912 году он открыл оперой Глинки «Жизнь за царя», первый балетный спектакль «Волшебная флейта» датирован 1914 годом. Все последующие годы театр славился своими традициями, классическими постановками, знаменитыми певцами и танцовщиками, дирижерами и режиссерами. Его репертуар насчитывает десятки опер и балетов, и каждый новый сезон радует ценителей классического искусства новыми спектаклями. У театра сложились культурные связи и творческие контакты с Италией, Германией, США, Англией, Кореей и др. На его сцене часто выступают именитые гастролеры, проходят международные музыкальные фестивали. Но на сей раз театр сам примет участие в фестивале.
Екатеринбургский театр также связывают давние дружеские отношения с Большим театром. В 2008 году на сцене Екатеринбургского театра прошли гастрольные выступления Большого балета, в 2009-м прославленная балерина и педагог Большого театра Людмила Семеняка поставила в Екатеринбурге один из самых любимых публикой классических балетов — «Жизель».
Встреча с этим балетом в постановке Людмилы Семеняки, признанной во всем мире одной из лучших исполнительниц роли Жизели, ожидает в этом году израильских зрителей. Вместе с великолепными исполнителями поклонники балета смогут погрузиться в атмосферу навсегда ушедшей от нас прекрасной эпохи романтизма.
Балет «Жизель» остается одним из самых популярных романтических балетов всех времен. После первого же представления «Жизель» преобразовала балетный мир на «до» и «после» и заняла совершенно исключительное место в классическом репертуаре. В основе балета – старинная легенда о виллисах, записанная Генрихом Гейне. Виллисы, по немецкому поверью, — души девушек, умерших от несчастной любви. Превратившись в призраков, они до смерти затанцовывают встречающихся им по ночам молодых людей, стремясь отомстить за свою погубленную жизнь.
Образ Жизели бросает балерине множество технических и драматических вызовов, преодоление смерти любовью проходит через непростые стадии развития образа: от наивной влюбленности к мучительному и резкому падению в безумие и далее к жесту прощения, посланному из другого мира. Героиня, полная жизни и излучающая радость в первом акте, во втором акте становится призрачной тенью, при этом, сложнейшие комбинации, состоящие сплошь из прыжков и заносок, должны совершаться ею без видимых усилий — образ требует от танцовщицы «нездешней» легкости и эфемерности, исключительного благородства и лиризма и остается до сих пор наилучшим проводником в мир классического балета.
И, несмотря на то, что танцевать этот балет непросто, Людмила Семеняка добилась от исполнителей естественности манер и жестов, которые выглядят не архаичной пантомимой, а понятными, вызывающими живой отклик зала эмоциональными проявлениями.
«Жизель стала одной из первых ролей, с которых началась моя работа с Галиной Улановой и Михаилом Лавровским — уникальным танцовщиком и сыном создателя этой знаменитой редакции», — рассказала Людмила Семеняка. «Отсюда, возможно, моя смелость приехать в Екатеринбург и помогать возобновлять спектакль». Артисты екатеринбургской труппы чутко восприняли художественные требования постановщика. Исполнители, как ведущих партий, так и массовых сцен живут судьбами персонажей, а не просто исполняют свои роли.
Людмила Семеняка выступила также и автором костюмов к спектаклю, выполненных по ее эскизам под руководством опытного костюмера Большого театра Галины Бадаевой. Она обошлась без условных бытовых фартучков, одев крестьянок в воздушные романтические платья изысканных осенних полутонов и таких же фасонов, что и белые подвенечные платья виллис. Получилось красивое концептуальное решение, напомнившее образы юных дев, о недолговечности красоты которых сетовали поэты XIX века, сравнивая посетительниц балов с мотыльками, летящими на губительный для них огонь. Линии и оттенки цвета, найденные Семенякой, удачно гармонируют с декорациями Бенедиктова, составляя подобие ожившего старинного гобелена.
Но самое большое достоинство этих костюмов в том, что они выявляют и подчеркивают природу каждого танцевального движения, позволяя ощутить аромат стиля старинного балета, обаяние пластических полутонов и непринужденность исполнения виртуозных комбинаций. Театр получил спектакль, возвращающий зрителям и артистам причастность к подлинной традиции классического балета. Это ставит екатеринбургскую "Жизель" в ряд самых достойных явлений современной академической сцены.
Спектакли состоятся:
Беэр-Шева, 6 июля, воскресенье, Центр сценических искусств
Иерусалим, 7 июля, понедельник, "Театрон Иерушалаим", зал "Шеровер"
Тель-Авив, 10 июля, четверг, Центр сценических искусств - "Бейт ха-Опера"
Хайфа, 12 июля, суббота, "Аудиториум Хайфа"
Сайт Екатеринбургского театра оперы и балета - http://www.uralopera.ru/
Фотография предоставлена организаторами гастролей FGK-Production