Актер, режиссер, писатель Вениамин Смехов написал тексты к известным польским танго 30-х годов. Мэтр по-прежнему в отличной форме - получилась уникальная музыкально-поэтическая программа. Пронзительный спектакль «Двенадцать месяцев танго» с успехом прокатывается в России и многих странах мира, выпущен диск и снят фильм. В начале июня израильская публика увидит Вениамина Смехова и его младшую дочь Алику в новой программе
Всем известно, что талантливый человек талантлив во всем. В 1981 году актер театра на Таганке Вениамин Смехов, несравненный Атос из первой версии «Трех мушкетеров», написал стихотворный текст сказки «Али-Баба и сорок разбойников».
По словам Смехова, это была «пародия на скучнейшую «Шахерезаду» и итог разгильдяйских капустников. Но шутка обернулась феерическим успехом. Была выпушена пластинка, в записи которой принимал участие цвет театрального мира. Диск разошелся небывалым тиражом свыше трех миллионов экземпляров и до сих пор считается непревзойденным шедевром советской грамзаписи.
Более чем через тридцать лет Вениамин Борисович Смехов написал тексты к польским танго 30-х годов. О том, почему это произошло и что было дальше, рассказал он сам и поющая в спектакле «Двенадцать месяцев танго» Алика Смехова.
Вениамин Смехов: Когда-то я сочинил «Али-Бабу», Берковский с Никитиным написали музыку, замечательные актеры сыграли, и был шумный успех. Его главная причина заключалась в попадании во время. Через тридцать лет, спровоцированный родной женой Галей Аксеновой, я написал новые тексты к польским танго. Мне показалось, что эти ослепительные, красивейшие мелодии сегодня очень нам нужны. Ведь польские танго 30-х годов - это настоящие шедевры. Нам хотелось соединить высокую поэзию и лучшие образцы бульварного искусства, которым считали танго. Эта работа полностью захватила меня, с таким вдохновением я трудился только над мюзиклом «Али-Баба и сорок разбойников». Кроме этого, я испытал радость меценатства. Мой замечательный друг, тоже влюбленный в эти танго, дал мне возможность реализовать три варианта проекта. К 70-летию мне была подарена запись на пленку, потом был снят фильм, куда вошли все двенадцать танго. В нем мы с оркестром в компании специально разодетых пассажиров едем в поезде из Москвы в Санкт-Петербург. И, наконец, получилось создать сценический вариант программы - музыкально-поэтическое представление. Могу похвастать: наш спектакль доставляет удовольствие не только нам с Аликой и музыкантами, но и публике.
Алика Смехова: Несколько лет назад папа и его жена Галина привезли мне из Аргентины коллекцию всех аргентинских танго. Галя решила, что это может быть хорошим репертуаром для меня. А потом им подарили диск со старыми польскими танго, и Галина убедила папу написать к этой музыке новые стихи, чтобы вернуть к жизни прекрасные мелодии. Так и начался проект - соединение старой музыки и папиной поэзии.
В.С.: Зритель соскучился по настоящим чувствам. Он радуется вместе с нами, слушая танго-мелодраму, танго-иронию, танго-страсть, танго-нежность. Все это есть в нашем спектакле. Это очень надежный сюжет - уложить двенадцать номеров от января до января.
Проходят четыре времени года, и к следующему январю мы начинаем опять надеяться на лучшее.
Между танго, которые поет Алика, я читаю шедевры поэзии Серебряного века. Это мое самое любимое занятие, да и публике нравится. Брюсов, Блок, Маяковский, Саша Черный, Северянин, Набоков. Выбор не случайный, ведь польское танго - это эхо Серебряного века. Мы ездим по России, уже показывали свою программу в восьми городах Америки, в Берлине, где наш бывший народ тоскует по счастью услышать настоящую музыку и великие стихи. Но я не обольщаюсь, многим просто интересно посмотреть: вот дочка, да и этот еще не разваливается...
А. С.: В спектакле «Двенадцать месяцев танго» я впервые вышла на одну сцену с папой. Это, кстати, мой первый театральный опыт, я никогда не работала как актриса театра, хотя и окончила театральный институт, много снималась в кино и на телевидении. Я стараюсь быть послушной актрисой, ведь папа - большой мастер, у него есть чему учиться.
В.С.: Я хочу отметить, что почти все композиторы, написавшие эти танго, были евреями. Они погибли в Катастрофе, уцелел только самый известный из них, Ежи Петербургский, который написал знаменитые «Утомленное солнце» и «Синий платочек». Остальные закончили свою жизнь в концлагерях. Фашисты заставляли музыкантов играть, когда обреченные шли на смерть. Они уходили в газовые камеры под звуки своей музыки... И об этом я думал, когда задумывал нашу программу. Звучала музыка, и я думал, какими словами могу о ней рассказать.
А.С.: И папа, и музыканты группы «Orquestra Pasional» очень точно аранжировали прекрасные мелодии, которые мы знаем всю жизнь. Я поражаюсь, как бережно им удалось передать настроение, не сфальшивить в интонации, не пытаться кому-то угодить. Я думаю, что все получилось. Недаром спектакль «Двенадцать месяцев танго» завершал программу российско-французских сезонов сценического искусства и кино в 2013 г. на сцене Российского центра науки и культуры в Париже.
В.С.: У «Двенадцати месяцев танго» счастливая судьба. Здесь все совпало: Галина идея, чтобы мы с Аликой сделали совместную работу, подарок к 70-летию, прекрасная музыка. Даже костюмы появились как бы сами собой.
А.С.: Дело в том, что у Галины замечательная коллекция винтажных вещей, которую она собирает более двадцати лет. В ней восхитительные шляпки, сумки, платья. Это невозможно имитировать, всегда видно, если вещь всего лишь стилизована под старую, а винтажная одежда несет на себе печать времени. Все костюмы в этой программе из Галиной коллекции: пять платьев, оперное пальто, норковая горжетка 50-х годов.
В.С.: Мы очень ждем гастролей в Израиле. Когда мы с Аликой выступали в разных странах, на концертах были израильтяне, они спрашивали: «Когда вы к нам приедете?» Мне тоже очень хотелось выступить перед вашей публикой, и наконец, наши ожидания совпали.
А.С.: Для меня это еще и возможность побыть рядом с папой. У нас с ним такая профессия, что трудно пересечься. Когда я снималась в сериале «Бальзаковский возраст», я уговорила его сняться в крохотном эпизоде. А «Двенадцать месяцев танго» - это очень приятная творческая встреча. И нам хочется, чтобы наше удовольствие ощутили израильские зрители.
С 2 по 5 июня израильский зритель сможет впервые насладиться уникальным музыкально-поэтическим спектаклем и увидеть на одной сцене Вениамина и Алику Смеховых.
Римма Осипенко