Ансамбль "Бат-Шева" представляет "Вирус Охада Нагарина" в обновленной версии и для нового состава танцоров к 50-летнемую юбилею ансамбля - с 23 по 27 мая в тель-авивском центре балета "Сузан Далаль". И не жалуйтесь потом, что забыли, и не охайте, что не видели даты.
"Если я начинаю рассказ, мне вовсе не кажется, что я обязан его завершить" - так сказал хореограф Охад Нагарин, художественный руководитель ансамбля "Бат-Шева", представляя свой "Вирус" в Нью-Йорке на американской премьере этого спектакля в музее Гугенхайма. Нескончаемый рассказ – так можно описать все его творчество - каллиграфию тела, которое покорив раз, покоряет навсегда.
"Вирус Охада Нагарина" был поставлен им в в Тель-Авиве в марте 2001-го года по мотивам пьесы "Оскорбление публики" ("Publikumsbeschimpfung" 1966 года - Publikumsbeschimpfung und andere Sprechstücke - "Публичные ругательства и другие части речи") известнейшего австрийского романиста и драматурга, представителя новой волны австрийской литературы драматурга Петера Хандке, в сотрудничестве с танцорами ансамбля. Музыкальным консультантом этого спектакля стала известная израильская виолончелистка и певица Карни Постель, использовавшая музыку Самюэля Барбера, Карлоса Д'Алессио, Фила Стокса, П. Парсонса, арабские народные мелодии и вокальные отрывки в исполнении Шамы Кхадера.
"Вирус" был удостоен престижнейшего приза в балетном мире – приза "Бесси" в Нью-Йорке в 2003-м году. "Оскорбление публики" великого смутьяна Хандке - его первая пьеса, и при этом одно из самых скандально-известных его произведений, откровенно провоцирует зрителей. Герои Хандке не позволяют себе просто жить, не позволяют жизни касаться их. Танцоры "Бат-Шевы" так же поначалу отстранены в своем замкнутом танце, но этот балет не может не вовлечь зал и не заразить его вирусом Охада Нагарина - вирусом любви к балету, к искусству, к движению "гага", и здесь еще и к театру с его лицедейством и двойственностью персонажей. "Пьеса Петера Хандке "отменяет" театр. Наш танец - не иллюстрация драмы, а разговор танца с театром, музыки с пьесой. "Чтобы почувствовать тишину, надо немного пошуметь, а потом погрузиться в тишину. Чтобы слышать в тишине - надо прислушиваться.
Прислушиваться к телу, к чувствам, к исцелению и целительству" - говорит Охад Нагарин, включивший в звукоряд этого длящегося час с небольшим балетного спектакля наговоренные отрывки из текста "Оскорбления публики", истории самих танцоров, ими же рассказанные, и музыку, иногда столь тихую, что она кажется шепотом недоговоренности. И столь же мощную, как тишина в эпицентре бури. Этот балет – неоднозначен, как и любой специально недописанный текст. Чтобы его принять, необязательно его понимать.
Обновленный "Вирус Охада Нагарина" - это попытка увидеть заново давнюю постановку, это возможность для молодых танцоров ансамбля станцевать современную классику, а для публики получить потрясающий ритмический импульс и эмоциональный хореографический заряд. "Вирус" Нагарина инфицирует движением и радостью придуманного им языка движения "гага".
Знаменитый израильский ансамбль "Бат-Шева" входит в десятку ведущих в мире групп современного балета, а его руководитель Охад Нагарин – в пятерку выдающихся балетмейстеров наших дней. Балетная компания "Бат-Шева" была создана в Тель-Авиве в 1964 году под патронажем баронессы Бат-Шевы де Ротшильд. За 50 лет своего существования эта группа современного танца стала визитной карточкой израильской культуры.
Художественный руководитель ансамбля "Бат-Шева", хореограф Охад Нагарин начал свой творческий путь в самой "Бат-Шеве", затем танцевал в Нью-Йорке в трупе Марты Грэхем. Он - внук выходцев из России, уроженец кибуца Мизра -танцевал также в труппе Мориса Бежара, а затем был приглашен в Нидерландский театр танца. Нагарин - самый молодой лауреат премии Израиля по искусству за всю ее историю, получив премию в 2005 году в возрасте 53 лет. Его называют звездой современной хореографии. Нагарин, наряду с Иржи Килианом, Матсом Эком, Хансом ван Маненом и Начо Дуато, считается одним из лучших балетмейстеров наших дней. В 1990-м году он стал художественным руководителем "Бат-Шевы" и вывел ансамбль в авангард современной хореографии. Охад Нагарин также известен как создатель революционного языка движения "гага" - нового способа получения информации и осознания себя с помощью тела.
В одном из интервью Дина Альдор, гендиректор "Бат-Шевы", так расшифровала термин "гага": "Прежде всего, это серьезная сценическая техника, система работы. И с другой стороны, как считает Охад Нагарин, - это метод радости движения, возможность понять, как тело должно воспринимать и передавать движение. "Гага" – это любовь к движению, связь с пространством, с самоощущением, с выстраиванием отношений. Это - рамки, внутри которых можно творить свободно. "Гага" - основа ежедневного тренинга танцовщиков ансамбля "Бат-Шева": через движение каждый из них учится думать, чувствовать, творить. Движение становится для них основным выразительным средством. Танцовщику необходимо преодолевать свои возможности, идти дальше, постоянно развиваться. А еще одна из главных идей Нагарина та, что танец врачует тело и душу, а за образец координации он берет правильность и естественность движений животных".
Сам Нагарин говорит так: "Гага - это способ почувствовать радость движения. Прислушаться к каждой клеточке организма, понять то, что должны воспринимать и передавать руки, ноги, шея - все части тела. Я всегда хотел создать рамки, внутри которых можно творить свободно. Так родилась система гага".
При ансамбле "Бат-Шеве" организован специальный курс движения "гага" для 30 лучших учеников балетных студий Израиля. Подобный курс "гага" проходит ежегодно и для 30 профессиональных танцовщиков из-за границы. Начиная с 2011 года "гага" преподается в Гарвардском университете на факультете музыки и искусств и продолжает быть одним из предметов академической программы нью-йоркской школы Джульярд.
"Вирус Охада Нагарина" будет показан в Тель-Авиве в Центре Сузан Далаль с 23 по 27 мая, с 11 по 13 июня, с 25 по 28 июня и 22-23 июля.
Дополнительная информация на сайте:
www.batsheva.co.il
Маша Хинич.