Немногие дочитали роман Гюго до конца, но одноименный мюзикл - вживую или в записи, полностью или отдельными синглами - слышали все: поклонникам «Собора Парижской Богоматери» доступны шесть аудио-версий, а самую известную песню - «Belle» поют как на языке оригинала, так и в переводе на самые экзотические языки. Ее тираж исчисляется миллионами экземпляров. «Belle» целых 33 недели держалась во французских чартах на 1 месте и была признана во Франции лучшей песней пятидесятилетия, а сам мюзикл был занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый продаваемый за первый год проката. Любопытен и тот факт, что на основе романа было создано несколько фильмов и даже мультфильм.
Идея дать новую жизнь персонажам Гюго в современном музыкальном жанре, сделать из него настоящую рок-оперу, пришла в голову Люку Пламондону, уроженцу французской Канады, автору текстов к французской рок-опере «Starmania». По его словам, как-то раз, пытаясь найти тему для мюзикла, просматривал книгу о популярных литературных героях. Внимание Пламондона привлекла не красавица Эсмеральда, а безответно влюбленный уродец Квазимодо. Именно этот персонаж, чье имя стало нарицательным, навел либреттиста на мысль сделать из классического произведения Гюго рок-оперу.
Премьера мюзикла состоялась в сентябре 1998 года в парижском Дворце Конгрессов.
Постановщики рассчитывали на 800 зрителей, а пришло 2000. Как и во времена строительства собора, всё было сделано с грандиозным размахом: художница Катрин Феф - специалистка по монументальной живописи, покрыла Дворец Конгрессов 700 квадратными метрами полотна, позднее расписанными под фрески. Роспись пробыла на своем месте целый год, и превратилась в настоящую достопримечательность Парижа.
В оригинальной версии мюзикл гастролировал по Бельгии, Франции, Канаде и Швеции. Почти для всех постановок мюзикла характерно ультрасовременное сценическое решение, каждый режиссер привносит что-то свое, не гласно конкурируя с коллегами. Все театры, ставившие когда-либо «Собор Парижской Богоматери», делали жесточайший кастинг не только среди претендентов на исполнение главных ролей, но и на самую маленькую позицию в кордебалете. Так в первой постановке из 700 танцоров и акробатов только 16 кандидатов получили заветное место в спектакле!
С 20 до 27 июля израильский зритель сможет насладиться знаменитым мюзиклом «Собор Парижской Богоматери» в постановке старейшего российского музыкального театра на сценах Нетании, Ашдода, Петах-Тиквы, Беэр-Шевы, Хайфы и Тель-Авива.