Спектакль «Последний срок» по одноименной повести Валентина Распутина в постановке Иркутского академического драматического театра имени Охлопкова по праву считается одним из заметных событий театральной жизни современной России. В середине октября его масштабы смогут оценить и израильские зрители.
Иркутский академический драматический театр называли, да и сейчас иногда называют, сибирским МХАТом. Так же как и у великого образца, театр у Байкала имеет свои, особенные традиции. Знают иркутских мастеров сцены и за пределами России – им рукоплескали зрители Соединенных Штатах Америки, Японии, Польши, Болгарии, Монголии. Иркутский академический драматический старше своего столичного собрата почти на полвека, и за сто шестьдесят с лишним лет своего существования он подарил российской сцене сотни блестящих актеров и актрис, сыграл практически весь отечественный и зарубежный драматический репертуар.
Из стен театра вышло немало блистательных мастеров сцены и экрана. Театр по праву носит имя замечательного русского режиссера и актера Николая Павловича Охлопкова, который родился в Иркутске, здесь начинался его творческий путь, чтобы блистательно продолжиться на подмостках Московского театра имени Маяковского. Здесь делал первые шаги выпускник иркутской театральной студии Леонид Иович Гайдай, впоследствии выдающийся советский кинорежиссер-комедиограф. Здесь начинали такие известные ныне актеры театра и кино, как Леонид Броневой, Глеб Стриженов, Михаил Светин, Наталья Каляканова, Валерий Алексеев, Юрий Ицков и многие другие.
И сегодняшний Иркутский академический театр драмы богат талантливыми исполнителями. Среди актеров-иркутян – три народных артиста России: Виталий Венгер, Наталья Королева, Тамара Панасюк, четырнадцать заслуженных, в коллективе театра трудятся заслуженные работники культуры и деятели искусства, почетные граждане города Иркутска и Иркутской области. В репертуаре театра – как русская и зарубежная классика, так и современная драматургия.
Израильскому зрителю Иркутский академический драматический театр имени Николая Павловича Охлопкова представит спектакль, который по праву отмечен театральными критиками, как один из выдающихся спектаклей современного российского театра.
Поставленный в 2008 году художественным руководителем театра Геннадием Шапошниковым спектакль «Последний срок» стал негласной визитной карточкой охлопковцев. Получивший множество наград на различных театральных смотрах, в свое время он был с восторгом принят не только критиками, в том числе и столичными, но и самим автором повести Валентином Распутиным. «Это лучшая постановка моей прозы из всех тех, что мне приходилось видеть. Эта постановка превосходит авторское представление, она получилась красивее, интереснее, значительнее», – отметил писатель, который всегда относится к спектаклям по своим произведениям весьма настороженно и далеко не о каждой высказывается в публичном пространстве.
Немудреный сюжет – у постели умирающей матери собрались дети, а она вдруг передумала умирать. Словно получила на закате божью милость увидеть свою семью почти в полном сборе. Мать черпает откуда-то силы, чтобы поговорить с каждым из них.
Спектакль «Последний срок» - явление в современном театре очень редкое. Он резко и смело вырывается за пределы модного культурного пространства. Современному человеку, так берегущему себя от боли и страдания ради силиконовой красоты и такого же счастья «охлопковцы» предлагают стать свидетелем почти интимного, приватного разговора о смерти, в нашем обществе потребления мысль о которой, считается запретной и даже невозможной.
Искусство Валентина Распутина потребовало совершенно нового характера спектакля и сценического существования артистов: в сущности, оно требовало высокого психологического реализма, чем так прославился русский театр на весь мир, и что так основательно забыто на родине этого театра. Та острота отождествления с героями, которая строго живет в каждом актере спектакля, вызвала, в свою очередь, и совершенно особую энергию зрительского вживания в спектакль.
Силой писательского слова, силой актерского своего дарования народная артистка России Наталья Королева, проживающая роль старухи Анны, заставляет зрителей на протяжении всего спектакля быть в состоянии предельно-личного контакта со сценой.
По словам Натальи Королевой, - Это какая-то тайна, загадка, которая, как мне кажется, заключена в самой повести «Последний срок»: в такой же тихой манере, глубине, душевности и порядочности, которыми обладает сам Валентин Григорьевич Распутин. Зрители действительно плакали во время представления, но не о судьбе старухи Анны, которую я играю, а о своих родителях, дедушках и бабушках, которым они что-то недодали в своей жизни и уже никогда не смогут это исправить.
Великолепна режиссерская работа заслуженного деятеля искусств России Александра Ищенко, который умело донес основную мысль Распутина о простой правде жизни, сельском духе, многовековом укладе. Здесь, как в известной сказке, «русский дух и Русью пахнет», здесь живет Мать со всепобеждающим терпением и всепрощающей любовью. Она даже у смертного одра оправдывает своих детей: «А чего их судить-то? Они потом сами на десять рядов с себя спросят!».
Геннадий Шапошников - постановщик и художественный руководитель театра очень точно передал быт русской деревни в советской глубинке, где теплоход появляется раз в три дня, а когда непогода — и того реже.
Сценография спектакля (художник Юрий Суракевич) - емкая, точная, ясная, помогающая артистам и замыслам режиссуры: деревянная фактура создает ощущение прочности и долготы дней. Пластическое решение спектакля аскетично - нацелено на объединение людей, собирание их в пространство дома и двора, что только горше подчеркивает их стремительное желание вырваться из ограды этого «тесного бытия».
Спектакль передает во всей красе тончайшую материю распутинского языка с его нежностью, открытостью и светом.
Возможно, спектакль не изменит мир, но может сделать его лучше, ведь каждый из нас – это маленькое звено в огромном полотне жизни, куда каждый вплетает свою нить, свой голос, оставляет свой след и частичку душевного света.
Спектакли «Последний срок» Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкого состоятся:
15 октября, в среду, в 20.00 – в Араде («Матнас»);
16 октября, в четверг, в 20.00 – в Нацрат-Илите («Эшколь а-Паис»);
18 октября, в суббота, в 20.00 – в Ашдоде (Матнас «Дюна-Юд»);
20 октября, в понедельник, в 20.00 – в Хайфе (Аудиториум);
21 октября, во вторник, в 20.00 – в Мигдаль а-Эмек (Матнас);
София Нимельштейн