Какой должна быть героиня для театра Романа Виктюка? Идеальной – то есть бесстрашной, яркой, с переизбытком чувств и ни на кого не похожей "худшей певицей в мире". Виктюк ищет идеальную героиню во всех своих спектаклях, именно таким женщинам и посвящено его творчество. "Несравненная!" от Виктюка - пронзительная, честная, провокационная и красочная постановка популярной трагикомедии британского драматурга Питера Куилтера о певице Флоренс Фостер Дженкинc, роль которой исполняет Дмитрий Бозин.
Если великая Сара Бернар играла Гамлета, а Александр Калягин - тетушку Чарли из Бразилии, то почему бы любимому актеру режиссера Романа Виктюка - Дмитрию Бозину - не перевоплотиться в знаменитую американскую певицу Флоренс Фостер Дженкинc? Тем более что голоса особого у нее не было, зато были обаяние, эксцентрика и внутренняя свобода. Вот это и играет Бозин в трагикомедии Питера Куилтера "Несравненная!", переведенной на 15 языков и собирающей аншлаги по всему миру. Только за первые 5 лет эта пьеса была поставлена на всех континентах, сыграна более 1200 раз и привлекла более 1 миллиона зрителей. В ней блистали многие звезды мировой оперной и театральной сцены.
"Несравненная!" – это история жизни американской певицы Флоренс Фостер Дженкинс, получившей известность в начале 20 века. Несмотря на полное отсутствие вокальных данных, эта удивительная женщина пользовалась у публики невероятной популярностью. Критики нещадно ругали ее, но билеты на выступления безголосой артистки разлетались с бешеной скоростью, а зрители были готовы переплачивать в несколько раз ради того, чтобы побывать на ее концерте. У Дженкинс всегда было множество поклонников и не сказать, что это были люди, которые вообще ничего не понимали в музыке. Среди поклонников Флоренс Дженкинс были такие знаменитости, как например, Кол Портер и Энрико Карузо. Певица собирала огромные залы и даже выступила в "Карнеги-Холл". Одержимость музыкой, исключительная уверенность в своем таланте и безудержная энергия привлекали к ней почитателей. И этот феномен многие до сих пор пытаются разгадать.
Современники называли Дженкинс величайшей плохой певицей всех времен и народов. Роман Виктюк именует ее не иначе как ангелом и рассказывает о своем новом спектакле в одном из интервью так: "Эту пьесу автор разрешил к постановке в России в первый раз. Странно уже то, что до Куилтера этот удивительный сюжет о певице, поющей без голоса, не был использован в драматургии ни в 20-м, ни 21-м веке. У нее не было чувства ритма, она не попадала в ноты совершенно. Но великий Карузо считал, что она гениальна! Половина зала на ее концертах кричала "Браво!", другая хохотала. Ей было все равно! Она пела. Сама Дженкинс говорила: "только свыше мне могут запретить петь".
Карузо посоветовал ей пропеть целый концерт на лучшей музыкальной площадке мира в "Карнеги-Холле" и она согласилась. И ровно через месяц после главного концерта своей жизни она умерла. Это были 40-е годы прошлого столетия. В этой женщине был священный огонь, который пробивал все, она пела и этот огонь, который казалось бы угас, был такой силы, что пролетел над планетой сквозь годы и опустился в Москве. Мне хотелось понять, как этот огонь в ее душе заставлял забывать ее обо всем и давал ей возможность обретать крылья. Она ведь в свои 60 лет после концерта надевала крылья и выходила на улицу, думая, что она ангел. Этой веры и священного огня в нашем мире цинизма и расчета трагически не хватает. Сила внутреннего творческого пламени была в ней столь велика, что долетела и до нас с вами".
Почему люди все еще помнят Дженкинс, почему она не исчезла из человеческой памяти, хотя с момента ее смерти прошло 70 лет? Причина тому, как говорят итальянцы - il sacro fuoco, тот самый "священный огонь", о котором рассказывает Виктюк, горевший в ней всю ее жизнь. Его оказалось достаточно, чтобы ее образ вернулся на сцены в пьесе, герои котрой - провокативны, эксцентричны и внутренне свободны.
"Люди могут говорить, что я не могу петь, но никто не скажет, что я не пою", – считала сама Дженкинс. Зрители обожали ее за смелость, искренность, эксцентричность и невероятную внутреннюю свободу. Прекрасные мечты этой женщины исполнились, несмотря на полное отсутствие вокальных данных и неумение попасть в ритм и тональность. Она исполняла известные оперные арии, а также английские, итальянские и русские народные песни. Флоренс Дженкинс даже записала несколько пластинок, которые впоследствии были переизданы на CD. Сохранились и фрагменты ее выступлений, теперь доступные для просмотра в Интернете.
Тема взаимоотношений личности и общества - стержень любой постановки Романа Виктюка. Что же все-таки важнее: искусство или мечта человека, должна ли личность ориентироваться на принятые в обществе "стандарты"? Зрители, пришедшие на спектакль, смогут сами решить, что удалось мастеру, какие пласты символов и текста он открыл, оценить взгляд Романа Виктюка на талант, мечту и деньги в мире искусства.
Театр Романа Виктюка. "Несравненная!"
Автор пьесы – Питер Куилтер
Постановка, режиссура и музыкальное оформление- Роман Виктюк
Сценография -– заслуженный художник РФ Владимир Боер
Костюмы исполнены под руководством Елены Предводителевой
Концертмейстер - Марина Попова
Режиссер по пластике- Владимир Аносов
Режиссер- Андрей Боровиков
Помощник режиссера - Людмила Исакович
Перевод пьесы с английского Виктора Дальского и Ирины Симаковской
Действующие лица и исполнители:
Флоренс Фостер Дженкинс - заслуженный артист РФ Дмитрий Бозин
Косме МакМун - Игорь Неведров/ Сергей Захарин
Сэйнт Клэр - Александр Дзюба
Дороти - заслуженная артистка РФ Екатерина Карпушина / Мария Казначеева
Мария – Иван Иванович
Миссис Вериндер-Гедж - заслуженная артистка РФ Людмила Погорелова
Ашкелон, 10 ноября, понедельник, "Гейхал ха-Тарбут", 20:30
Хайфа, 11 ноября, вторник, "Театрон ха-Цафон", 20:30
Беэр-Шева. 12 ноября, среда, "Гейхал ха-Тарбут", 20:00
Тель-Авив, 13 ноября, четверг, театр "Гешер" - зал "Нога", 20:30
Организатор концертов театра Романа Виктюка – Марат Лис и компания "Cruise International|" http://www.cruiseinter.com/.