15 октября в Израиле начинаются гастроли знаменитого Иркутского драматического театра имени Охлопкова. Легендарный спектакль, который увидят израильские зрители, и который по праву считается одним из заметных событий театральной жизни современной России, несколько месяцев назад получил гран-при на Международном фестивале театра и кино «В кругу семьи».
Председатель театрального жюри, главным режиссёром Центрального Академического Театра Российской Армии Борис Морозов так описывает свои ощущения от спектакля: «Спектакль и та тема, которая в нём звучит, вырастает в нечто большее, чем просто театральное впечатление. Я смотрел, как на сцене оживает гениальное произведение великого Валентина Распутина, и меня пронзало удивительное ощущение жизни. Мне кажется, что реальность, в которой мы сейчас существуем, когда каждый сам за себя, делает эту постановку более острой и необходимой для человека, сидящего в зале. Потому что те чувства, мысли и размышления, на которые наводит «Последний срок», – это такой мощный внутренний духовный фильтр, пройдя через который, зритель уже не сможет остаться прежним – равнодушным. Между залом и сценой возникает некая перекличка эмоций, мыслей, энергий, и в этом обмене рождается глубокое и сильное чувство сопереживания за чужую историю. А когда спектакль заканчивается, с этой искоркой добра человек выходит за пределы театра и уже совсем по-другому смотрит на окружающих его людей: чужих и близких. Появляется потребность проявлять любовь, заботу и сострадание, а это дорогого стоит.
Поставленный в 2008 году художественным руководителем театра Геннадием Шапошниковым спектакль «Последний срок» стал негласной визитной карточкой охлопковцев. Получивший множество наград на различных театральных смотрах, в свое время он был с восторгом принят не только критиками, в том числе, и столичными, но и самим автором повести Валентином Распутиным. «Это лучшая постановка моей прозы из всех тех, что мне приходилось видеть. Эта постановка превосходит авторское представление, она получилась красивее, интереснее, значительнее», – отметил писатель, который всегда относится к спектаклям по своим произведениям весьма настороженно и далеко не о каждой высказывается в публичном пространстве. И в этот раз Валентин Распутин, присутствовавший на фестивале, заметил, что «Последний срок» не устаревает со временем, а набирает что-то новое. Сегодня другие взаимоотношения между людьми. Равнодушия стало больше. Каждый думает только о себе. На вопрос о том, принимал ли он участие в постановке спектакля, Распутин рассказал, что: «Это моя инсценировка, и я бывал на репетициях, высказывал свое мнение режиссеру и актерам. Но сильно не вмешивался».
Геннадий Шапошников - постановщик и художественный руководитель театра очень точно передал быт русской деревни в советской глубинке, где теплоход появляется раз в три дня, а когда непогода — и того реже.
Сценография спектакля (художник Юрий Суракевич) - емкая, точная, ясная, помогающая артистам и замыслам режиссуры: деревянная фактура создает ощущение прочности и долготы дней. Пластическое решение спектакля аскетично - нацелено на объединение людей, собирание их в пространство дома и двора, что только горше подчеркивает их стремительное желание вырваться из ограды этого «тесного бытия».
Специально для гастролей этого спектакля, в Израиле подготовили полный комплект оригинальных деревянных декораций, которые невозможно было привезти из Иркутска.
Спектакли «Последний срок» Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкого состоятся:
15 октября, в среду, в 20.00 – в Араде («Матнас»);
16 октября, в четверг, в 20.00 – в Нацрат-Илите («Эшколь а-Паис»);
18 октября, в суббота, в 20.00 – в Ашдоде (Матнас «Дюна-Юд»);
20 октября, в понедельник, в 20.00 – в Хайфе (Аудиториум);
21 октября, во вторник, в 20.00 – в Мигдаль а-Эмек (Матнас);