На счету "театрального радикала" более 120 спектаклей и десятки наград. Помимо спектаклей в своем театре, Роман Виктюк известен такими постановками, как "Царская охота" в Театре им. Моссовета, "Муж и жена снимут комнату" и "Татуированная роза" во МХАТе, а также одним из выдающихся спектаклей - "Служанки", который он изначально 26 лет назад поставил на сцене театра "Сатирикон". Вера, доверие и интуиция - 3 кита, на которых опирается Виктюк-режиссер, энергетика которого потрясает и зрителей и его актеров. Соответственно интуиции, вере и еще сценической актуальности Виктюк отбирает и драматургов, чьи пьесы он ставит у себя в театре. Вот как Роман Григорьевич рассказывает о Питере Куилтере, спектакль "Несравненная"" по пьесе которого с 10 ноября будет показываться в Израиле:
"Куилтер – британский драматург, один из самых успешных современных драматургов, невероятно востребованный практически в каждом уголке театрального мира. Герои драматурга принадлежат миру искусства, большой сцены - шоу-бизнеса или театра. Куилтер начинал свою карьеру в качестве телеведущего на канале Би-Би-Си. Тем не менее, любая деталь его пьес говорит о хорошем знании сцены - во всех смыслах этого слова. И не только лицевой ее стороны, но и закулисной. Той, где проявляются подлинные характеры персонажей и где кипят невидимые публике страсти. Куилтер исследует людей театра, их пути к постижению самих себя, поиски любви и понимания".
Удача сопутствует Куилтеру с первых шагов на драматургическом поприще. Уже первая его пьеса "Respecting Your Piers", впоследствии переписанная автором и названная "Curtain Up" ("Поднять занавес!"), имела шумный успех.
Международное признание драматурга началось после дебюта в лондонском Вэст-Энде. Комедия о "фабрике" поп-звезд "Boyвand" ("Музыкальные мальчики") шла затем в Южной Африке, Восточной Европе и Голландии, где совершила поистине марафонский тур по 60 сценам. Не меньшее распространение за пределами Англии получила также ьеса Куилтера "End of the Rainbow" ("Последний луч радуги"), рассказывающая о последних концертах знаменитой певицы и звезды Голливуда Джуди Гарланд (матери Лайзы Минелли), ее отчаянной попытке вернуться на вершину музыкального Олимпа. Впервые поставленная в австралийском Сиднее в 2005 году, она также шла при полных аншлагах на Вест-Энде и Эдинбургском театральном фестивале, была удостоена в Англии нескольких престижных наград. Бродвейской премьеры пришлось ждать семь лет, но зато здесь пьеса стала подлинной сенсацией сезона. Критики ведущих американских изданий, включая "New York Times" и "Time", наперебой старались перещеголять друг друга в комплиментах пьесе и ее исполнителям. Спектакль был буквально осыпан разнообразными театральными премиями.
Но все-таки чемпионом зрительского успеха стала пьеса "Несравненная!" ("Glorios!"), начавшая свой путь в Бирмингеме и продолжившая в Лондоне, где шла шесть месяцев подряд и стала лидером мирового театрального проката. В первые пять лет после создания она была поставлена в 45 театрах 24 стран, переведена на 15 языков, ее увидели более миллиона зрителей. В этой пьесе Куилтер рассказывает об истории жизни знаменитой американской певицы Флоренс Фостер Джекинс...
Музыка, которая звучала в ней, была прекрасной и возвышенной, и Флоренс действительно не имела ни малейшего понятия, что звуки ее голоса не имеют с этой музыкой ничего общего. Но пьеса "Несравненная!" - не о пении как таковом, и даже не о невероятной судьбе. Она – об экстраординарной женщине, у которой хватило сил, отваги и веры в себя, чтобы воплотить в жизнь самые дерзновенные и прекрасные мечты, и, как удавалось немногим, развлечь тысячи людей.
Пьеса мастерски написана, полна юмора и колорита, этим, наверное, объясняется ее феноменальный прокатный успех и то, что в ней блистали многие звезды мировой оперной и театральной сцены. Пьеса Куилтера с аншлагами шла на лондонских и бродвейских подмостках, номинировалась на высшие театральные награды: театральную премию Лоуренса Оливье за лучшую комедию сезона 2005/2006 года и американскую награду "Тони".
Роман Виктюк меньше всего склонен видеть в этой истории биографическую драму. Напротив, для него это притча – иногда очень смешная, иногда трагическая. Он отдает центральную роль Дмитрию Бозину именно для того, чтобы максимально отстраниться от бытовой стороны дела, сконцентрироваться на теме гениальности истинной и мнимой.
Бозину не привыкать к исполнению женских ролей, однако свою героиню Флоренс он трактует как своеобразное, совершенно особенное, обаятельное, но неприспособленное к жизни, витающее в облаках существо с высоким голосом, мягкой текучей пластикой, готовностью сгладить любой конфликт. Флоренс искренне верит в свой талант, в то, что ее пение доставляет людям необыкновенное наслаждение. Роман Виктюк в очередной раз задается вопросом: что же такое гениальность – вера в свой талант или признание окружающих? Но никогда еще эта тема не звучала у него с такой остротой, обреченностью и грустью. И режиссер предлагает задуматься и прислушаться. Услышать нечто совсем иное, говоря словами пьесы – "не те звуки, которые доносились до нас, а те, что всегда звучали в ее голове и в сердце... ангельские, идеальные, несравненные".
Театр Романа Виктюка. "Несравненная!"
Автор пьесы – Питер Куилтер
Постановка, режиссура и музыкальное оформление - Роман Виктюк
Сценография - заслуженный художник РФ Владимир Боер
Действующие лица и исполнители:
Флоренс Фостер Дженкинс - заслуженный артист РФ Дмитрий Бозин
Косме МакМун - Игорь Неведров/ Сергей Захарин
Сэйнт Клэр - Александр Дзюба
Дороти - заслуженная артистка РФ Екатерина Карпушина / Мария Казначеева
Мария - Иван Иванович
Миссис Вериндер-Гедж - заслуженная артистка РФ Людмила Погорелова
Ашкелон, 10 ноября, понедельник, "Гейхал ха-Тарбут", 20:30
Хайфа, 11 ноября, вторник, "Театрон ха-Цафон", 20:30
Беэр-Шева. 12 ноября, среда, "Гейхал ха-Тарбут", 20:00
Тель-Авив, 13 ноября, четверг, театр "Гешер" - зал "Нога", 20:30
Организатор спектаклей театра Романа Виктюка – Марат Лис и компания "Cruise International|" http://www.cruiseinter.com/.
Фотография предоставлена пресс-службой театра Романа Виктюка - http://teatrviktuka.ru/