«Шекспир — это жизнь и смерть, холод и жар, ангел и демон, земля и небо, мелодия и гармония, дух и плоть, великое и малое… но всегда истина».
Виктор Гюго
«Ромео и Джульетта» Прокофьева - один из самых популярных балетов двадцатого столетия – не дает покоя хореографам. К сотням постановкам этого балета два года назад прибавился еще один спектакль, поставленный известнейшим немецким хореографом Кристианом Шпуком для Балета Цюрихской оперы. Балет «Ромео и Джульетта» из Цюриха будет показан в Тель-Авиве с 29 января по 2 февраля 2015 года – всего 5 представлений.
Балетная труппа Цюрихской оперы – самая крупная в Швейцарии и одна из крупнейших в Европе балетных групп. С 1996 по 2012 год труппой руководил швейцарский хореограф Хайнц Шпёрли, превративший эту балетную компанию в ведущий европейский балетный ансамбль. Немецкий хореограф Кристиан Шпук руководит этим ансамблем с сезона 2012-2013 года. Труппа эта славится гармоничным сочетанием современного абстрактного балета, классических традиций и уровнем профессионализма танцовщиков. Так что, неудивительно, что с Балетом Цюриха работали такие выдающиеся хореографы, как Уильям Форсайт, Иржи Килиан, Матс Эк, Уэйн МакГрегор и другие.
Мировая премьера прокофьевского балета «Ромео и Джульетта» прошла в Цюрихе в октябре 2012 года. В постановке заняты 50 участников (36 танцоров основной труппы и 14 из молодежной группы Цюрихского Балета) – грандиозное количество для современного балетного спектакля, и количество абсолютно соответствует качеству: недаром Цюрихский Балет считается одним из лучших в мире, а то, что этот спектакль, в котором эмоции потрясающе сочетаются с музыкой, поставлен именно в оперном театре подчеркивает его масштабность, свойственную оперным постановкам. Спектакль страстный, красочный, на музыку Прокофьева, блестяще передающую оттенки любви и ненависти, конфликтов и насилия.
Пьесу Шекспира можно описать одним словам – «вечная». И посему не так просто пересказать на сцене самую известную историю любви в мировой литературе, но немецкому балетмейстеру-экспериментатору Кристиану Шпуку это удалось, переосмыслив жанр повествовательного балета и вневременную актуальность трагедии Шекспира в современном драматическом балете.
Кристиан Шпук – дипломант приза «Бенуа де ла Данс» 2005 года, выпускник школы знаменитого хореографа Джона Кранко - выходец из штутгартской кузницы талантов. В Израиле он уже бывал: 10 лет назад Шпук ставил спектакль для «Израильского Балета». Начиная с 1997 года, Шпук ставил спектакли в Штутгартском балете, где был до этого солистом, и где его работы стали важной частью формирования современного направления труппы. В июне 2001 года Кристиан Шпук стал постоянным хореографом Штутгартского балета, для которого создал 15 спектаклей, из них три – на основе литературных произведений. Шпук ставил хореографию для многих балетных трупп в Европе и США – для Берлинской оперы, для Нью-Йорк Сити Балле и многих других. В 2012 году он был назначен художественным руководителем Балета Цюрихской оперы, сразу поставив для этой труппы свою версию «Ромео и Джульетту» - редкого изящества балет, сочетающий современную пластику и драматургию классического сюжетного балета, соединение танца с драматической пантомимой, с тонким психологическим рисунком ролей. В 2014 году Шпук создал для балета Цюриха «Анны Каренину» по роману Льва Толстого на музыку Рахманинова.
Для справки:
Премьера балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева на либретто Адриана Пиотровского прошла в 1938 году в чехословацком Брно. Но широкую известность получила редакция балета, представленная в Кировском театре в Ленинграде в1940-м году. В сотрудничестве с режиссером Сергеем Радловым и драматургом Адрианом Пиотровским Прокофьев создал драматическую основу балета и сочинил к нему музыку в 1935 году. Они написали сценарий в четыре акта со счастливым концом! Эта редакция балета, однако, так и не дошла до постановки. В начале 1936 года газета «Правда» осудила произведения Дмитрия Шостаковича в статьях «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь». Эти статьи испугали и Прокофьева: его соавторы изменили либретто и ввели традиционный трагический конец.
Премьера состоялась только через несколько лет. Изначальный договор с Кировским театром выполнен не был, и заказ на балет перешел к Большому театру, который тоже отменил постановку после кампании 1936 года. В конце концов, премьера состоялась в Брно в отсутствие композитора. Балетмейстер Леонид Лавровский представил советскую премьеру в январе 1940 года после успеха в Брно. Несмотря на возражения Прокофьева, Лавровский значительно изменил партитуру балета.
Спектакль в его редакции был удостоен Сталинской премии, ставился в Москве в 1946 году в Большом театре. В 1955 году на студии «Мосфильм» сняли сокращенную киноверсию балета.
Из наиболее известных постановок «Ромео и Джульетты» стоит отметить спектакли Джона Кранко в 1962 году, Кеннета МакМиллана в 1965 году, Рудольфа Нуриева в 1972 году. Только в июле 2008 года состоялась премьера изначальной авторской редакции Прокофьева 1935-го года. Премьера прошла на музыкальном фестивале Bard Music Festival в Нью-Йорке в постановке Марка Морриса. Эта постановка возродила состав, драматическую структуру и счастливый конец партитуры Прокофьева, которая раньше была неизвестна. После нью-йоркской премьеры возрожденный балет в рамках гастрольного турне был показан в Беркли, Норфолке, Лондоне и Чикаго.
«Ромео и Джульетта» - Балет Цюриха (http://www.opernhaus.ch/spielplan/ballett/ballett-home/)
Хореография: Кристиан Шпук (Christian Shpuk)
Музыка: Сергей Прокофьев
Сценография: Кристиан Шмидт
Музыкальный руководитель: Михаил Юровский
Костюмы: Эмма Риотт
Освещение: Рейнхард Трауб
Драматургия: Майкл Кёстер
Мировая премьера - Цюрих, 13 октября 2012 года.
Тель-Авивский Центр сценических искусств, зал Израильской оперы:
Четверг, 29 января, в 20:00
Пятница, 30 января, в 13:00
Суббота, 31 января, в 21:00
Воскресенье, 1 февраля, в 20:00
Понедельник, 2 февраля, в 20:00
Посмотреть клип:
https://www.youtube.com/watch?v=MaevXAY88ac
Маша Хинич