Последний из проектов ансамбля «Бат-Шева» - Project Secus, премьера которого прошла в ноябре прошлого года, вновь будет показан в конце января и в первой половине февраля в Тель-Авивском центре «Сузан Далаль» 21,22 и 23 января, а также 11, 12 и 13 февраля.
"Project Secus" – вечер, состоящий из четырех работ художественного руководителя «Бат-Шевы» Охада Нахарина, поставленных в течение последних десяти лет и адаптированных к новому составу танцовщиков: "Джордж и Залман" – работа 2006-го года на тексты Чарзла Буковского и музыку Арво Пярта (стихи Буковского читает солистка "Бат-Шевы" американка Боби Смит, а Джордж и Залман – так звали лошадей в кибуце Мизра, где вырос Нахарин, а музыку Пярта Нахарин использовал не раз, начиная еще с «Табулы Расы» 1986 года, а затем и в знаменитой постановке «Анафаза»); "Парк" – отрывок из балета "Моше" на тексты самого Охада Нахарина («нигде нет убежища» - написал он 20 лет назад и с грустью повторяет эти слова сегодня) и музыку Максима Варрата - альтер-эго самого Нагарина, в данном случае композитора и на музыку финского дуэта Pan Sonic, работавшего в области экспериментальной электронной музыки и распавшегося в 2010 году; "Болеро" – на музыку Равеля, но в электронной версии 2008 года японского аранжировщика и композитора Исао Томита и "Secus" – отрывок из балета "Трое", саунд-трек которого создал в 2005 году израильский композитор Охад Бишоп. Нахарин во многих своих балетах отталкивается от литературных источников (самый известный – это "Вирус" по пьесе Хандке), в части из них звучат слова - в буквальном смысле, то есть декламируются тексты, органично вплетенные в танец, в движение.
В "Project Secus" несколько отрывков поставлены в двух версиях – мужской и женской. «Я не считаю, что есть танец мужской и женский – говорит Нахарин. – Танец – это не гендерное искусство. Но не секрет, что большинство вещей мужчины и женщины делают по-разному. Их физические возможности и гибкость, их сила и слабость - различны. Так же как и умение уступать – хотя это свойственно только женщинам».
Охад Нахарин часто использует электронные обработки классической музыки, но «Болеро» Равеля стоит особняком в его творчества.
Именно в этом балете он впервые использовал электронную музыку японца Исао Томито, который еще в 1960-е годы был одним из первых музыкантов, начавшим делать обработку классики для синтезатора. « Музыка Томито, - добавляет Нахарин – виртуозна и точна. И именно к этому и я и стремлюсь в своих работах – к виртуозности и точности. И к свободе аранжировок и представлений. Я хочу быть свободным от любого стиля, от любого навязывания ярлыков. И одновременно смешивать стили. Именно поэтому я так часто использую тексты в своих балетах. В детстве я рисовал, играл на музыкальных инструментах, занимался танцами, и одно другому не мешало, а только помогало. Как хореограф я считаю, что в нашем творчестве есть место не только телу и музыке, но и тексту».
«Добро пожаловать – Welcome» - произносят танцовщики в "Secus" – постановке, которая как и другие постановки "Бат-Шевы" находится в постоянном развитии, и этот процесс развития и обновления и самого обучения не менее важен, чем сам процесс создания новых работ. Нахарин поставил эклектичное танцевальное шоу - как всегда с юмором, с удивительной изобретательностью, с новыми импульсами, с концентрированной энергией, импровизированными ответами и своеобразными играми этого слоистого многомерного танца. Саундтрек к "Secus" создал Охад Бишоп, смикшировав записи современных рок-групп, музыку от Стефана Ферри до Beach Boys. Музыку электронную, фанк-рок и даже мелодии мобильных телефонов, энергию танцорам передающую почти что электрическую – от внезапных взрывов анархии до полного контроля. "В этой части мне хотелось стереть границы и показать страсть, силу, плоть, наслаждение мгновением".
http://www.batsheva.co.il/he/?iid=3913
The Hole
The Hole - «Дыра» - великолепный спектакль Охада Нагарина будет показан с 22 по 28 февраля в центре «Сузан Далаль».
Этот балет жанра site specific: посмотреть его можно только в определенном месте – в студии "Варда" в центре «Сузан Далаль» на специально сооруженной сцене , причем в двух версиях – в женской, так и в мужской.
Балетная "Дыра" настолько увлекательна, так втягивает зрителей в орбиту своего движения, так затягивает в воронку, что ассоциации с черной дырой неизбежны. Как и ассоциации гендерные и геометрические. Геометрические – потому что студию "Варда" превратили в октагон, выстроив в ней под низким дополнительным навесным потолком восьмиугольную сцену в восьмиугольном зале.
Зрители сидят в узком пространстве между двумя восьмиугольниками – внутренней сценой и внешними помостами. Октагон в октагоне. На сцене – только мужчины, на подмостках – только женщины-танцовщицы. И – наоборот: на площадке внутреннего многоугольника - женщины, вдоль стен неистовствуют мужчины-танцовщики. Женщины и мужчины - никогда не встречаются в этом пространстве. Каждый кружит в своем. За час с лишним – лишь одно прикосновение, легкое касание. А две версии балета – мужская и женская, которые по замыслу хореографа должны быть показаны за один вечер. В этой постановке много цитат, столь ловко и органично вплетенных в ткань движения, что вычленяешь их не сразу. Они как блестки на ткани танца – нежного и брутального, мягко и резкого, плавучего и ритмичного, эротичного и пуританского, эгоистичного и открытого. Музыку к The Hole написал сам Охад Нагарин, скрывшись за уже хорошо знакомым псевдонимом Максим Варрат.
http://www.batsheva.co.il/he/?iid=1446
https://www.youtube.com/watch?v=qD8R4yj3f1s#t=10
«Камуёт»
31 января в 11: 00 и 12:30
«Камуёт» - балет, созданный еще в 2003 году специально для детей. "Камуёт" – единственный в мире балет, премьера которого прошла в школе - в одной из тель-авивских гимназий. Но предназначена он не только для гимназистов, а для всех детей старше 6 лет и их семей, для тех, кто хочет понять и объяснить детям, что такое сила воздействия искусства, профессионализм, умноженный на необычный антураж, что такое балет и как его "вытанцовывают". Перевести точно название "Камуёт" невозможно. Охад Нахарин придумывает названия, исходя из той музыки, под которую идет балет – в данном случае от японского рока до композиций Лу Рида и сочинений Бетховена. В этом спектакле нет границ между площадкой и залом, как и нет границ возможному.
https://www.youtube.com/watch?v=z98pf6KtHj8
http://www.batsheva.co.il/HE/?iid=88
«Декале»
28 февраля 16:00 и в 18:00.
"Декале" – это адаптированная к детскому вниманию и восприятию времени обновленная работа ансамбля "Дека-Данс", первоначальная версия которой была создана еще в 2000-м году к 10-летию пребывания Охада Нахарина на посту художественного руководителя ансамбля.
"Декале", премьера которого состоялась в октябре 2012 года - своеобразный микс, выжимка из лучших работ хореографа для молодежной группы ансамбля. Каждый год этот спектакль немного меняется и трансформируется, переделывается для новых исполнителей, а часть номеров заменяются сценами из новых, появившихся за последние годы постановок "Бат-Шевы".
http://www.batsheva.co.il/he/?iid=1448
«Рафуль и море»
«Рафуль и море» - театральный спектакль, который будет показан 29 и 30 января в студии «Бат-Шевы» в Центре «Сузана Далаль» при участии танцовщиков ансамбля.
Эта музыкальная постановка Йонатана Леви и Ноама Инбара из Иерусалимского центра искусств «Междисциплинарная арена» (ха-Зира ха-Бейнтхумит») посвящена 10-летию со дня гибели Рафуля – генерала и министра Рафаэля Эйтана, утонувшего в море после падения с волнореза Ашдодского порта. Менаше Ной в роли Рафуля, ведущего диалог с волнами - диалог, составленный из воспоминаний, песен, текстов, рассказов. Диалог волн и персонажа, ставшего мифической фигурой в израильской современной истории.
http://www.batsheva.co.il/HE/?iid=4011
«Гага» в порту
15 февраля, тель-авивский пор, «Ангар 11», 19.00
Ежегодно танцоры «Бат-Шевы» и Охад Нагарин проводят урок «гаги» для широкой публики. Все доходы от этого мероприятия, проводящегося уже в третий раз, перечисляются в Ассоциацию по защите гражданских прав.
"Гага" – это новый язык движения, новый способ получения информации и осознания себя с помощью тела. Этосерьезная сценическая техника, система работы. Гага радикально отличается от большинства методов обучения танцу. "Гага" - основа ежедневного тренинга танцовщиков ансамбля "Бат-Шева": через движение каждый из них учится думать, чувствовать, творить. Движение становится для них основным выразительным средством.
Танцовщику необходимо преодолевать свои возможности, идти дальше, постоянно развиваться. А еще одна из главных идей Нагарина та, что танец врачует тело и душу, а за образец координации он берет правильность и естественность движений животных. Сам Нагарин говорит: "Гага - это способ почувствовать радость движения. Прислушаться к каждой клеточке организма, понять то, что должны воспринимать и передавать руки, ноги, шея - все части тела. Я всегда хотел создать рамки, внутри которых можно творить свободно. Так родилась система гага". При ансамбле "Бат-Шеве" организован специальный курс движения "гага" для 30 лучших учеников балетных студий Израиля. Подобный курс "гага" проходит ежегодно и для 30 профессиональных танцовщиков из-за границы. Начиная с 2011 года "гага" преподается в Гарвардском университете на факультете музыки и искусств и является одним из предметов академической программы нью-йоркской школы Джульярд.
При "Бат-Шеве" организован специальный курс движения "гага" для учеников балетных студий Израиля. Подобный курс "гага" проходит ежегодно 30 профессиональных танцовщиков из-за границы. Начиная с 2011 года "гага" преподается в Гарвардском университете на факультете музыки и искусств и продолжает быть одним из предметов академической программы нью-йоркской школы Джульярд.
Этот урок «гага» подходит каждому, вне зависимости от возраста и опыта участия в уроках «гага». 800 человек на одной площадке – час движения «нон-стоп». «Гага» подходит для людей всех возрастов, приносит радость, укрепляет тело, тонизирует и улучшает настроение.
Урок «гага» в этом году завершится музыкальный сессией DJ Стефана. Вход – 50 шекелей.
Подробности – на сайтах www.batsheva.co.il и www.hangar11.co.il
Маша Хинич.
Фотография (Гади Дагон) предоставлена пресс-службой ансамбля «Бат-Шева»