Нужны ли общинам свои представители в Кнессете? Думаю, да. Ведь израильское общество - это удивительная, многоцветная общинная мозаика.
Каждый из нас заинтересован не только в решении общенациональных задач, но и в реализации своих, специфических потребностей. Вопрос, однако, в другом - способны ли небольшие секторальные партии эти проблемы решать? Думаю, представительство общин в крупных партиях - путь куда более эффективный, нежели превращение Кнессета из мозаики в этакое лоскутное одеяло, которое каждый тянет в свою сторону.
Израильская парламентская система правления определяет, что маленькая партия может попробовать решать профильные, узкоспециализированные проблемы своих секторов. Поэтому партия "Але Ярок" может требовать легализации легких наркотиков, а ШАС может построить жилье для ортодоксов в Бейт Шемеше. У них узкая специализация, понятно.
Чего понять нельзя - так это когда маленькая партия вдруг начинает громко заявлять о грандиозных планах и по безопасности, и по экономике, и по снижению цен, и по пенсионному обеспечению... Да за счет чего? Как с 5-ю или 6-ю мандатами этого добиться? Опираясь на мой почти 20-тилетний опыт парламентской работы, я вам скажу - никак им этого не добиться. В такие обещания не то что верить, на эти их слова даже внимания не стоит обращать.
Вот свежий пример. НДИ обещает инициировать законопроект о смертной казни для террористов. Предложить-то закон дело не хитрое, а дальше что?
Депутат подаст законопроект. Если даже лидер партии станет министром, ему еще предстоит убедить всю межминистерскую комиссию по законодательству поддержать его! Значит, понадобится поддержка, как минимум, министерства главы правительства, министерства обороны и министерства юстиции. То есть мы сразу пришли к вопросу, какая большая партия сформировала правительство.
Если левые прорвутся к власти - об этом, понятно, можно сразу забыть. Значит, данный закон, для примера, может обрести жизнь только в том случае, если Ликуд окажется самой крупной партией в Кнессете, причем с большим перевесом, чтобы Биньямин Нетаниягу не только получил возможность формировать коалицию, но и в межминистерской комиссии на ключевых постах оказались министры Ликуда. И затем, на голосовании в Кнессете, маленькая партия лишь в том случае проведет свой закон во втором и третьем чтениях, если к ее небольшому числу мандатов добавится мощь Ликуда, и всего правого лагеря.
Образно говоря, маленькая партия может починить яму на дороге. А вот построить новую дорогу по силам только большой партии, потому что в такую работу включены сразу много министерств и ведомств. Не случайно, коли уж об этом вспомнили, именно Ликуд смог развить транспортную сеть страны в последние годы, хотя ездят по новым дорогам абсолютно все.
Тот же Моше Кахлон запомнился многим благодаря успешной реформе в сфере сотовой телефонии. Но очевидно любому - реформа прошла и сопротивление олигархов было сломлено потому, что Кахлон тогда был министром от Ликуда и пользовался поддержкой партии власти, партнеров по коалиции, премьер-министра!
Ни одно министерство само по себе, автономно, ни одну проблему не решает. Лидеры маленьких партий это знают, и когда сегодня они все успехи приписывают себе, а во всех проблемах обвиняют Нетаниягу - они просто лукавят.
Роль секторальных партий в жизни нашей общины, несомненно, была велика в начале 90-х. Сейчас эта роль уменьшается год от года, по мере интеграции нашей общины в израильское общество. Куда более важно и эффективно для общин иметь своих представителей в крупных партиях - что давно поняли, кстати, и выходцы из Марокко, и представители эфиопской диаспоры, и многие другие. Неудивительно, что так в ряде случаев они смогли добиться решения своих проблем быстрее, чем наши соотечественники!
Сегодня в Ликуде интересы общины представляем не только мы с Зеэвом Элькиным. Сотни людей, не по брони и не по личной воле председателя, а благодаря своим умениям и талантам вошли в коридоры власти на всех уровнях. Они заняты в руководстве муниципалитетов и министерств, в реализации крупных социально-экономических, политических, образовательных и прочих проектов и программ.
Опираться в решении секторальных проблем на поддержку крупной партии - это единственный эффективный путь, дающий возможность помогать, действительно, всей общине, а не только самим политикам, сформировавшим эти секторальные партии.
Юлий Эдельштейн, председатель Кнессета.