Одним из самых занимательных явлений в нынешней избирательной кампании является, вне всякого сомнения, попытка хозяина партии «Еш Атид» Яира Лапида сохранять видимость независимой альтернативы «левым» и «правым». Согласитесь, это действительно впечатляюще – человек, который на каждом углу провозглашает, что его главная задача на этих выборах – сделать так, чтобы Биньямин Нетаниягу никогда не был больше премьер-министром, продолжает вместе с тем всерьез объяснять, что он не является частью левого лагеря.
У тех, кто более или менее внимательно следил за деятельностью партии «Еш Атид» в прошлом Кнессете, не должно бы по теории существовать сомнений, где находится проект Лапида на израильской политической шкале. Всем памятны угрозы хозяина «Еш Атид» покинуть правительство, если Биньямин Нетаниягу не найдет способ возобновить переговоры с Абу Мазеном.
За время своего пребывания в Кнессете Еш Атид заморозила перевод средств на строительство общественных зданий и объездных шоссе в поселениях и блокировала принятие закона о еврейском характере Государства Израиль. С момента провозглашения досрочных выборов лидеры “Еш Атид” – Яаков Пери, Офер Шелах – открыто выражали надежду на победу левого лагеря, даже если для этого в правящую коалицию придется привлечь антисионистскую коалицию коммунистов, исламистов и арабских националистов. О каком «центризме» может идти речь?
Центристская иллюзия «Еш Атид» опирается на харизму ее лидера. Если у Яира Лапида есть одно эффективное политическое качество, это умение демонстрировать искренность. Лапид может ошибаться (ой, как он может и умеет ошибаться...), но даже его наиболее жестким критикам трудно уличить его в злонамеренном вранье. Поэтому, когда Лапид провозглашает, что не намерен рекомендовать президенту после выборов ни Герцога, ни Нетаниягу, его обещание хранить нейтралитет принимается с доверием.
Однако у Лапида есть еще один аргумент. Глава «Еш Атид» любит утверждать, что между правыми и левыми в Израиле возник некий «центристский блок», в который входит не только он сам, но и Моше Кахлон с Авигдором Либерманом. Используя в своих целях распространенное (несмотря на опровержения со всех сторон) мнение о том, что Лапид, Кахлон и Либерман планировали совместные действия в отношении Нетаниягу, Лапид открыто намекает на то, что после выборов объединенная сила этого «блока» способна вознести его самого к вершине власти в еврейском государстве, что 18 марта он станет одним из трех претендентов на кресло премьер-министра.
К сожалению для Лапида, разговоры о «центристском блоке» - это пропагандистская иллюзия, а не реальность, и не только потому, что ни Кахлон, ни Либерман не видят его в роли премьер-министра. Любая «центристская» концепция, исключающая дискуссию о палестинской проблеме, обречена на провал – именно так провалился предыдущий союз «защитников интересов среднего класса», Яира Лапида и Нафтали Бенета. Два «брата» могли действовать вместе, пока они торговались с Нетаниягу за министерские портфели и вместе с ним определяли экономический курс правительства. Как только на повестке дня оказались «проклятые вопросы» ближневосточного конфликта и национальной политики, «братья» оказались по разные стороны баррикады. То же произойдет и между Лапидом и Либерманом, и Лапидом и Кахлоном.
Если есть что-то общее между тремя лидерами потенциального «центристского блока», так это то, что все они решительно отказываются сообщить избирателям, кого намерены рекомендовать в премьер-министры. Однако происходит это не потому, что у них есть на уме собственный единый кандидат.
Кахлон открыто провозглашает, что хочет быть в следующем правительстве министром финансов, и намерен выдвинуть это требование любому соискателю его поддержки, однако шансы на то, что этот сторонник экономического либерализма сможет получить минфин в правительстве Аводы-МЕРЕЦ стремятся к нулю. Что же до Либермана, то он, как и в 2009 году, явно стремится занять как можно более выгодную позицию на будущих переговорах с Нетаниягу. Лапид в этих расчетах вообще вряд ли фигурирует.
Арик Эльман, газета «Эхо».