Выставки ремесла, превращенные в искусство, жанра art-draft, набирают обороты. Одна из них – международная выставка современного искусства из бумаги, где искусство встречается с математикой, творчество с точностью, открывается во вторник, 31 марта в Музее Старого Яффо. Курирует эту экспозицию, в которой принимают участие 30 художников, Пол Джексон, всемирно известный мастер оригами, уже проводивший в Израиле семинары по оригами, а сейчас представляющий в Израиле новую концепцию искусства из бумаги.
Мы обычно сминаем бумагу, когда что-то идет не так ... Отбрасываем ненужный бумажный комок в мусорную корзину. Как, комкая бумагу, превратить ее в произведение искусства? И как, создавая это произведение искусства, учитывать еще и математические законы складывания, совместить творчество с точностью, искусство с наукой? На выставке на этот «смятый» вопрос безо всякого смятения, но ясно и точно, отвечают 30 человек. Французский художник оригами Винсент Флодерер - основатель международного центра исследования оригами.
Винсент Флодерер стал первым мастером оригами, использующим бумагу не только для создания самой конструкции и формы классического оригами, но и для создания материала-основы для нее. Художник и математик Мартин Демэйн и его сына, профессор Эрик Демэйн, который получил стипендию из фонда МакАртура, изучая математическую теорию складывания. «Математика – это искусство, а искусство – это математика» - так решили Эрик и Мартин Демэйн из Массачусетского университета. - Наши математика и искусство так тесно связаны, что мы не можем их разделить». Мартин начал свою карьеру как традиционный художник, а Эрик - как математик и программист, хотя именного его работы куплены нью-йоркским МоМА. Оригами оказалось их точкой соприкосновения. И теперь, когда они создают бумажные скульптуры, они еще и доказывают, что это скульптура существует математически. Д-р Роберт Ланг, специалист по лазерной физике, один из разработчиков автомобильных подушек безопасности для Audi и телескопа для НАСА, представляет произведения искусства, созданные из сотен полосок бумаги; для каждой фигурки оригами он сначала разрабатывает программу. Томоко Фусе из Японии – биолог, исследующая спиральные формы в природе. Хайнц Штрёбель из Германии пишет коды для компьютера и считается одним из лучших в мире специалистов в своей области; он складывает оригами из очень узких и очень длинных (сотни метров) полосок бумаги. В выставке в Музее Старого Яффо также принимают участие и другие художники из Японии, Европы, США, Канады и Израиля.
Оригами – прекрасная бумажная смесь математики, дизайна и искусства. Бумага - материал довольно древний, оказывается материалом с огромным потенциалом для творчества. Казалось бы, свойства бумаги хорошо изучены и использованы, но художники и математики развивают новые направления оригами, используя гибкость и прочность бумаги, создавая из нее новые конструкции – от дизайнерских до промышленных и, конечно же, экологичных, потому что оригами – это вложенные в бумажные складки природные, естественные, гармоничные формы.
Куратор выставки Пол Джексон (http://www.origami-artist.com/) профессионально занимается искусством из бумаги с 1982 года. Его бумажные творения-скульптуры представлены в музеях и галереях по всему миру. Джексон создал множество коммерческих проектов на стыке draft и art, ремесла и искусства, где функциональная суть материала переходит в декоративную составляющую. Пол Джексон преподает в колледже «Шенкар», а также в ряде европейских инженерных и конструкторских школ. Он - один из главных «оригамистов» планеты, написал 42 книги, посвященные бумажному дизайну и искусству поделок из бумаги, переведенные на множество языков и изданные в миллионах экземпляров. Несколько лет назад вместе с художницей Мири Голан Пол Джексон основал Израильский центр оригами для тех, кто считает, что бумагу надо использовать по ее истинному назначению – складывать из нее оригами. Количество поклонников оригами исчисляется сотнями тысяч, любую информацию об этом искусстве можно легко получить через интернет. Количество книг и пособий – соответствующее. Казалось бы, все можно изучить, не выходя из дома. Но выставка в Яффо и ее художественные семинары для всей семьи явно добавят знаний и удовольствия.
«Посмотрите, сколько вокруг нас бумаги – говорит Пол Джексон. - Мы живем в бумажном мире, но мы не «видим» бумагу и не «чувствуем» ее, хотя используем бумагу для миллиона целей. Мы просто забыли, что бумага - это такой же материал для создания предметов искусства, как глина, камень, металл или дерево. В последние годы все больше и больше художников начинают интересоваться искусством из бумаги, а публика – их творчеством, современным и научным, но продолжающим традиции «изящных искусств». Выставка в Яффо позволяет понять, почему оригами стало таким популярным искусством и каким образом бумага стала художественным жанром».
Когда Пол Джексон получил просьбу от Музея Старого Яффо стать куратором выставки современного искусства из бумаги, он сразу предложил математическую концепцию этой выставки и немного биологическую – ведь биологи часто используют математические или геометрические модели для описания и изучения природных структур и явлений. Так что выставка получилась художественная, яркая, неожиданная, и с выверенной научной концепцией. Развитие геометрических методов оригами привело к созданию чрезвычайно сложных форм. Некоторые художники оригами используют компьютерные программы и создают работы, основанные на математическом анализе. А несколько лет назад Ассоциация специалистов по прикладной математике создала целевую группу по исследованию оригами, в которую входят ученые, инженеры и другие любители этого искусства. Группа занимается поиском применения техники оригами в промышленном дизайне и технологии.
Знание формул и теории фракталов, модулярного математического оригами приветствуется, но не является обязательным условием посещения выставки – просто приходите и получайте удовольствие от того, что получается, если бумагу резать, мять и складывать. Часть из 30 участников выставки пришли к оригами из научных областей, другие же – художники по образованию - в процессе занятия оригами обратились к математике. На стыке этих дорог искусства и науки и выстроена выставка «Комкать, складывать и резать», позволяющая заглянуть в глубины органических природных форм, и при этом остающаяся стопроцентно художественной выставкой современного искусства из бумаги.
Оригами – жанр, давно выросший в новые времена из детских «пеленок», и ставший не только на Востоке, но и Западе не сколько и не столько способом занять детей, но отдельным искусством поделок из бумаги. Оригами вернулось к своим корням – к тонкому, почти сакральному искусству складывания из бумаги, пришедшему на Запад из Японии, но начавшемуся в Китае.
Именно в Китае придумали модульную технику создания объемных фигур из треугольных модулей. Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не дает конструкции распасться.
Цель оригами не только в том, чтобы следовать схемам, аккуратно воспроизводя заданную модель. Это еще и самостоятельные эксперименты, в результате которых можно увидеть результат тех или иных изменений. Занятие это - элегантное, простое и новаторское, требующее нестандартного мышления, столь увлекательно, что полностью подминает под себя, несмотря на легкость сминаемой бумаги тех, кто им увлечен. В Европе оригами особенно популярно в Испании и в Англии. Бумажные фигурки птички-пахариты в Испании - это отдельная и старая история, а вот в Англии первая книга по оригами (автор - Маргарет Кемпбелл) "Изготовление бумажных игрушек" вышла в свет в 1937 году в Лондоне и в ней впервые упоминаются три традиционные на востоке базовые формы - "водяная бомбочка", "птица", "лягушка". В 1946 г. схема складывания классического японского журавлика публикуется в одном из английских детских журналов. Основанная в Токио ассоциация "Ниппон оригами" насчитывает более 10 тысяч членов в 30 странах, включая Бельгию, Великобританию, Колумбию, Египет, Израиль, Кению, Россию и Соединенные Штаты. В общество JOAS входят 2 тыс. членов из 25 стран. В BOS - Английское Общество Оригами - более тысячи.
Оригами и искусство бумаги проникает даже в танец – на открытии японский хореограф и танцор Томо Соне исполнит "Танец бумаги", поставленный специально для выставки. На выставке при сотрудничестве с Израильским центром Оригами (www.origami.co.il) будут проводиться художественные семинары для всей семьи, где посетителям как раз и объяснят три техники искусства из бумаги – как комкать, складывать и резать. И как делать красивейшие и порой столь озадачивающие вещи.
Выставка «Комкать, складывать и резать» откроется в Музее Старого Яффо во вторник, 31 марта и продлится до 30 августа 2015 года.
Сайт музея - www.jaffamuseum.co.il
Страница в фэйсбуке - https://www.facebook.com/jaffamuseum
Сайт Израильского Центра оригами - www.origami.co.il
Сайт Пола Джексона - http://www.origami-artist.com
Часы работы выставки: воскресенье – выходной; понедельник - среда - вход для групп из 10 и более гостей - по договоренности. Четверг: 10: 00-18: 00. Пятница: 10: 00-14: 00. Суббота: 10:00-18: 00. Во время праздников музей будет открыт ежеднево с 10:00 до 18:00. В канун праздников дней памяти - музей закрыт.
Музей Старого Яффо – ул. Мифрац Шломо, 10.
Фотография предоставлена Музеем Древнего Яффо.
Маша Хинич