В Израиле не все знают Ирину Винер. Если попытаться объяснить тем, кто давно покинул доисторическую родину и не очень разбирается в спорте, то Винер можно назвать Аллой Пугачевой российской художественной гимнастики.
Сравнение, как и любое, хромает, но Ирина Александровна действительно примадонна, легенда, ярчайшая звезда этого невероятно красивого вида спорта.
В середине мая в Холоне состоится международный турнир по художественной гимнастике «Гран-при 2015». Тринадцать лет подряд лучшие гимнастки мира участвуют в соревнованиях, которые проходят в Израиле. В нынешнем году турнир пройдет в новом дворце спорта «Тото-Холон», вмещающем почти 6000 зрителей. Сооружение этого современного спортивного комплекса – заслуга города и его мэра Моти Сассона, который на протяжении многих лет поддерживает художественную гимнастику.
Израильские спортсменки не раз завоевывали награды на самых крупных международных турнирах. Следующий шаг – в 2016 году впервые чемпионат Европы по художественной гимнастике будет проводиться в Израиле.
За два месяца до «Гран-при 2015» главный тренер сборной России, президент федерации художественной гимнастики России Ирина Винер привезла в Израиль своих гимнасток, чтобы девочки опробовали ковры нового зала в Холоне.
- С кем вы приехали в Израиль, Ирина Александровна?
- Мы привезли сборную в групповых упражнениях и одну из очень перспективных девочек, претендующую на место в сборной на следующих Олимпийских Играх, Александру Солдатову. Чуть позже приехала чемпионка молодежных Олимпийских игр, которые проходили в 2014 году в Китае, Ирина Анненкова. Они – сегодняшний и завтрашний день российской художественной гимнастики.
- Сколько лет вы в спорте?
- Очень трудно сказать… По-моему, лет семьсот…
- Вы сделали для российской художественной гимнастики очень много, без вас ее просто бы не было. Как вы себя ощущаете, понимая свое значение в истории спорта?
- Я сама спонсор своей команды, много работаю и получаю удовольствие, это мой выбор. Я ощущаю себя любителем - очень люблю свое дело. Если раньше я работала, думая, что нужно получить какую-то зарплату, то теперь это превратилось в мое абсолютное хобби.
История первая. Муж
Муж Ирины Винер – один из самых богатых людей России, его состояние оценивается примерно в 20 миллиардов долларов.
Алишер Усманов мечтал быть дипломатом. В 1971 году он решил поступать в МГИМО, его дедушка недоумевал: зачем ехать в Москву, если есть Ташкент. Но Алишер поступил в самый привилегированный вуз Советского Союза и, окончив факультет международного права, вернулся в Узбекистан. Он был юношей из хорошей семьи – отец работал прокурором Ташкента, и Алишера приняли на работу референтом республиканского ЦК ВЛКСМ.
Но в 1980 году грянул гром. Усманова и еще нескольких молодых узбекских функционеров обвинили в мошенничестве и хищениях, Алишера приговорили в восьми годам лишения свободы. Как считает Усманов, он стал жертвой клановых разборок, но вчерашний комсомольский вождь шесть лет провел в колонии, освободившись досрочно, за два года до истечения срока. А в 2000 году Верховный суд Узбекистана признал дело сфабрикованным и полностью реабилитировал осужденных.
В заключении Усманову пришлось непросто. Сын прокурора имел немного шансов остаться в живых. Но Алишера взял под защиту известный криминальный авторитет, который постановил: сын за отца не отвечает.
Выйдя на свободу, Алишер Усманов зарабатывал на жизнь переводами с арабского языка, который знал в совершенстве. У него хватило сил переехать в Москву, получить второе высшее образование, найти хорошую работу. Дальше – история безусловного успеха одного из самых состоятельных людей страны.
- При вас художественная гимнастика стала олимпийским видом спорта. Это было сложно?
- Очень сложно. Художественная гимнастика – единственный вид спорта, который родился в Советском Союзе. Постепенно ею стали заниматься во многих странах. Бывшая в то время президентом нашей федерации актриса Элина Быстрицкая сделала очень много для того, чтобы этот вид спорта стал олимпийским. Элина Авраамовна писала письма в МОК, приглашала его руководителей к нам, приезжал даже Самаранч, который был президентом МОК. Наши многолетние усилия увенчались успехом – художественную гимнастику включили в Олимпийскую программу.
- А есть виды спорта, которые тоже претендовали на Олимпийские игры, но не получилось?
- Очень много таких видов. Я думаю, что художественную гимнастику включили потому, что, с одной стороны, это чисто женский вид спорта, с другой, он очень зрелищный, интересный для зрителей. Музыка, работа с предметами – красиво. Для детей, которые приходят в художественную гимнастику, это игра. Даже если девочка не становится чемпионкой, она учится двигаться, любить музыку, приобретает осанку. А потом начинаются сложные комбинации, борьба, эмоции. Это очень подходит Олимпийским Играм, и нам, к счастью, удалось это доказать.
- Вы постоянно боретесь за изменение правил в художественной гимнастике. Зачем?
- Я борюсь за то, чтобы художественная гимнастика была не изгоем, существующим по каким-то отдельным правилам, а полноценным видом спорта. Десять баллов не может быть окончательной оценкой – гимнастка должна получать и больше за сложные элементы. Их можно сделать – можно не сделать. Но это будет стимулом для девочек и усилит интерес зрителей. Хлеба и зрелищ. Этого у нас не хватает, потому что мы закованы в цепи существующих правил. Я уверена, и меня многие поддерживают, что нужно изменить методы судейства, это только улучшит художественную гимнастику, подтолкнет ее развитие.
История вторая. Борьба
Стремление сбросить оковы правил могло дорого обойтись Ирине Александровне. В 2008 году Винер грозила дисквалификация как тренера за то, что она раскритиковала Международную федерацию гимнастики за необъективность. Кроме того, Винер в публичном выступлении назвала устав федерации устаревшим. Гимнастические чиновники не остались в долгу – они обвинили Ирину Винер в «агрессивном обращении со спортсменами» и «попытках влиять на результаты соревнований неспортивными методами».
В защиту тренера выступили ее именитые ученицы. Многократная чемпионка мира и Олимпиады по художественной гимнастике Алина Кабаева заявила, что Винер - один из лучших специалистов в мире, и подобные выпады в ее адрес недопустимы.
Нешуточная борьба окончилась очередной победой Ирины Александровны. Федерация не осмелилась ее дисквалифицировать, ограничившись предупреждением.
- На протяжении всего существования художественной гимнастики в ней лидировали сначала советские, а потом российские спортсменки. Но ведь хорошие девочки есть везде?
- Вначале тон задавали советские гимнастки, что естественно, так как наш вид спорта появился в СССР. А вот когда начались чемпионаты мира, вперед вырвались гимнастки из Болгарии, и долгое время они были первыми.
Первенство нужно было вернуть, и я поняла, что необходимо соединить два направления – российскую балетность и спортивную направленность, как у болгарок, умение работать с предметами. Я пригласила известного болгарского тренера Люси Димитрову, которая не нашла места в своей стране и работала в Канаде. Она начала тренировать наших девочек, и мы вернули себе победу, что возможно только в сочетании безупречной хореографии и спортивного риска.
- На вашей базе тренируются не только российские гимнастки, но и спортсменки из других стран. Вы специально растите себе конкуренток?
- Это очень важно для развития художественной гимнастики. Мы ничего не скрываем, готовы поделиться знаниями с другими странами, в том числе и с Израилем. В прошлом году мы провели здесь несколько сборов, израильские гимнастки и тренеры были у нас на тренировках. После этого они в групповых упражнениях начали работать в другом направлении, увидев у нас какой-то момент истины. Я объяснила им некоторые вещи, и вот результат – израильская команда завоевала второе место на чемпионате мира, подняв израильский флаг. А в следующем году здесь пройдет чемпионат Европы, впервые в истории. Должна сказать, что в Холоне построили потрясающий, великолепный зал, здесь можно проводить соревнования любого уровня.
- Ирина Александровна, у вас особое, трепетное отношение к Израилю. Правда, что вы изучаете Каббалу?
- Не изучаю – интересуюсь.
- Вы участвуете в еврейской жизни Москвы?
- Да, принимаю участие в различных встречах, в основном в Музее толерантности, я спонсор этого музея – выделила серьезную сумму на его постройку. Я стараюсь бывать там чаще, но не всегда получается, работы много.
- Извините за вторжение в личную жизнь, но как вы, еврейка, и ваш муж-мусульманин, прожив много лет вместе, решаете конфессиональные вопросы?
- Мы их не решаем - они у нас не возникают. Для меня не существует национальностей – только люди. Человек должен быть умным, добрым, любящим. А кто он по национальности, совершенно неважно.
История третья. Судьба
Ирина Винер и Алишер Усманов познакомились в юности, в Ташкенте. Она была гимнасткой, он занимался фехтованием, был мастером спорта. Следующая встреча произошла в Москве. Винер после развода приехала в столицу с маленьким сыном, а Усманов учился в МГИМО.
Они встречались несколько лет, не говоря об этом родителям. Отец
Алишера мечтал, чтобы сын нашел хорошую узбекскую девушку, а отец Ирины, известный художник, тоже надеялся, что дочь выберет наконец подходящего мужа. Когда Винер и Усманов решили сообщить о своих многолетних отношениях, Алишер получил восемь лет колонии, шесть из которых отсидел.
Ирина Винер ждала его все годы. Она не любит об этом говорить, лишь иногда вспоминает, какими жесткими были скамейки вагонов поездов, в которых она ездила на свидания. Там, в колонии, Алишер в первый раз сделал ей предложение. Поженились они, когда он вышел на свободу, и с тех пор не расстаются. Алишер Усманов очень много сделал для жены и художественной гимнастики в целом: оплачивал залы, костюмы, спонсировал целые турниры.
Ирина Александровна не устает повторять, что главный ее поклонник – муж.
- Если бы вам предложили охарактеризовать себя, какие главные качества Ирины Винер вы бы назвали?
- Я бы сказала, что я нормальная. Все остальное – педагогическая поэма, рассказав которую, можно выделить какие-то качества. Когда у меня звонит телефон, на экране загорается «Привет, мамусяка!» Это значит, что звонят ученицы. Мои девочки часто называют меня мамой, даже не второй, а первой иногда. А я считаю их своими родными детьми, ведь это дорогого стоит, если ребенок назвал тебя мамой.
Международный турнир «Гран-при 2015» по художественной гимнастике пройдет в Холоне 15-16 мая. Вход для зрителей и болельщиков в дни соревнований – свободный. Финальные соревнования «Гран-при 2015», торжественная церемония награждения победителей и гала-представление с участием ведущих спортсменок состоятся 16 мая. Стоимость билета - 25 шекелей.
Дополнительная информация и заказ билетов: http://www.leaan.co.il или 8780*
Римма Осипенко