Фестиваль музыки в Абу-Гош это… Это очень много всего и всего за три дня - с 22 по 24 мая. Сложно выбрать что-то самое главное, самое важное, ведь фестиваль – это множество равноправных составляющих. Это музыка, вокал, праздник, природа, виды, воздух. Это концерты в двух церквях и на открытых площадках, это прогулки и рестораны, встречи и впечатления. Это музыкальные переживания, музыка литургическая, вокальная, джазовая и современная. И это - традиция. Традиция фестиваля, основанного еще в 50-х годах прошлого века.
Но традиция не застывшая: фестиваль отходит от прежних строгих рамок, в нем также представлены world-music, джаз, произведения израильских композиторов. В программу включены сочинения Курта Вайля, Гершвина, Бернстайна, Жильберто Жиля, Луиса Бонфа, Йони Рехтера.
Хотя приверженцы классики могут не беспокоиться - на фестивале, как и полагается, будет всё, в том числе дни, посвященные музыке Вивальди, Россини и Генделя. И это «всё» исполнят как известные оперные солисты и заслуженные хоры, так и молодые музыканты, солисты "Оперной студии". Те, кто будут определять лицо израильской музыкальной сцены в ближайшие годы, наряду со старейшими хоровыми коллективами Израиля и известными мастерами вокала, в том числе и с солистами Израильской филармонии.
Впервые вокальный фестиваль в Абу-Гош был проведен в 1957 году, просуществовал до 1972 года, прервался на 20 лет и вновь был возрожден в его нынешнем формате в 1992 году продюсером Гершоном Коэном и Ханной Цур, которые уже 23 года на Суккот и Шавуот ухитряются проводить фестиваль с разнообразной программой, приглашать интереснейших джазовых и этнических исполнителей и музыкантов, исполняющих современные сочинения зарубежных и израильских композиторов, но прежде всего играющих музыку старинную, вокальную литургику, репертуар которой практически безграничен. Хана Цур считает, что за 23 года на фестивале в Абу-Гош не переиграли еще и малой доли того, что хотелось бы. И это при том, что с точки зрения акустики церковь Кирьят-Яарим в Абу-Гош считается лучшей концертной площадкой Израиля.
В его нынешнем виде – в виде уже столь привычного и знакомого фестиваля музыки вокальной, камерной, литургической, музыки барокко и ренессанса, ставшего одним из главных событий в музыкальной жизни Израиля, - фестиваль проводится с 1992 года, а его идея зародилась еще в 1957 году. История фестиваля также необычна, как и место его проведения.
Это история любви к музыке и страстного желания сделать элитарное искусство достоянием обычных людей. В 1957 году профессор Иерусалимского университета, доктор химии Феликс Зульман и пианист и дирижер Зиги Штадерман впервые попали в церкви и крипты времен крестоносцев. Их называли сумасшедшими фанатиками, но именно они обнаружили удивительную акустику церквей в Абу-Гош.
Первыми слушателями хоральной музыки стали их семьи и любители помузицировать из Иерусалима. Европейская литургическая музыка долгое время оставалась в Израиле мало популярной, и потому фестиваль в Абу-Гош десятилетиями оставался едва ли не единственным местом, где можно было послушать кантаты и мессы в вокальном исполнении. С тех пор многое изменилось, фестиваль стал проводиться два раза в год – весной на Шавуот и осенью на Суккот, литургическая музыка из Европы уже не под запретом, да и сам фестиваль стал фестивалем вокальной, а не только литургической музыки, количество слушателей возросло в сотни раз, неизменным осталось место проведения фестиваля – Абу-Гош.
Было непросто играть церковную музыку в Израиле 50-х годов, а сейчас желающих услышать лучшие произведение великих композиторов прошлого так много, что несколько последних сезонов уже и зимой проходят концерты зимнего музыкального цикла в Абу-Гош. Это место манит и любителей вокальной музыки, и исполнителей, и саму музыку – настолько иначе, чисто и дивно она звучит в стенах Кирьят-Яарим.
В день открытия 47-го фестиваля вокальной музыки в Абу-Гош утром в пятницу, 22 мая, в церкви Кирьят-Яарим прозвучат «Реквием» Керубини для хора с оркестром и «Псалом 115» Мендельсона для солистов, хора и оркестра. В этот же день в программе фестиваля – «Misa Criolla» Рамиреза, «Misa A Buenos Aires» Пальмери и «Adios Nonino» Пьяццоллы. Вечером же будет исполнен «Реквием» Габриэля Форе для солистов, хора и оркестра и часть неожиданного «Реквиема» Андрю Ллойда Вебера. Программа следующего фестивального дня - субботы, 23 мая, посвящена музыке Вивальди. «Мандолина маэстро Вивальди» - так называется программа его сочинений: «Dixit dominus» – оратория для солистов, хора и оркестра, концерт для мандолины, «Credo» для хора и оркестра. И еще этот день - день Россини. «Севильский цирюльник», «Итальянка в Алжире», «Золушка», «Stabat Mater», «Вильгельм Тель» - это те сочинения Джоаккино Россини, страстные, виртуозные и энергичные арии, дуэты и вокальные ансамбли из которых прозвучат на фестивале в исполнении солистов «Мейтар – Опера Студио» при Израильской Опере.
Воскресенье, 24 мая, посвящено Генделю. На фестивале будет исполнена его «Ода на день Святой Цецилии» - божественная музыка во всех смыслах этого слова. В этот же день на фестивале пройдет концерт из произведений Баха, Моцарта и Листа и будет исполнена «Маленькая торжественная месса» - «Petite Messe solennelle» Россини.
Одновременно проходят концерты и в крипте монастыря бенедектинцев в нижней части деревни: от концертов американского фолка памяти Джоан Бааз до исполнения произведений Рамиреса, Вилла-Лобоса, Жилберту Жиля. Среди концертов в крипте – сольный концерт музыканта, певца и композитора Шем-Тов Леви; концерт вокальных сочинений Гершвина, Бернстайна, Хаммерстайна и Курта Вайля – отрывки из «Порги и Бесс», «Вестсайдской истории», «Звуков музыки», «Возвышения и падение города Махагони».
В субботу, 23 мая и в пятницу, 24 мая с 12.00 до 16.00 по цене единого билета можно будет услышать и увидеть концерты на открытом воздухе - 4 часа музыки одновременно на 5 площадках
Католический монастырь Кирьят-Яарим, на территории которого проходит большая часть концертов фестиваля, - монастырь "Богоматери и Ковчега завета" (Notre Dame Arche D'Alliance) - принадлежит ордену Сестер святого Иосифа, французской женской католической конгрегации, основанной в 1650 году. У ордена - 15 монастырей в Израиле, его сестры работают в школах, детских учреждениях и клиниках.
Монастырь построили в 1924 году на руинах старой византийской церкви, разрушенной персами в 7-м веке. Его основательница - Жозефина Румеб (1850-1927). Во время Войны за Независимость в 1948-м году здесь был военный госпиталь. В настоящее время монастырь - действующий. Абу-Гош отождествляется с библейским Эммаусом, где Христос явил себя ученикам после воскрешения и с ветхозаветным Кирьят-Яарим, куда был возвращен Ковчег завета, после его освобождения от филистимлян. Считается, что деревня Абу Гош была построена именно на руинах библейского Кирьят-Яарим. Римляне возвели здесь, над источником, большую крепость, а затем на том же месте крестоносцы основали монастырь, многие годы служивший и церковью, и военным штабом. В крипте этой церкви, находящейся в центре деревни, и проходит часть фестивальных концертов.
Вся информация о фестивале (включая программу на русском языке) – на сайте http://agfestival.co.il/.
Художественный руководитель фестиваля в Абу-Гош– Ханна Цур.
Продюсер фестиваля – Гершон Коэн.
https://www.youtube.com/watch?v=4JNNzRVUMbE
https://www.youtube.com/watch?v=OVwj9zzyTVQ
Фото предоставлено продюсером фестиваля
Маша Хинич