Ближайшим летом, в июле 2015 года, в Израиле будет показан спектакль-балет на льду – «Спящая красавица» Государственного балета на льду Санкт-Петербурга.
Государственный балет на льду Санкт-Петербурга - это единственный театр на льду в мире, который ставит классические спектакли. Балет на льду - это искусство, фигурное катание - спорт, где главное - скорость, а музыка отходит на второй план. Суть же балета на льду заключается в создании многогранного художественного образа, в сочетании элементов классической хореографии и фигурного катания, в балетной эстетике «театра на льду», сменившей визуальные эффекты и технику фигурного катания прежних шоу и ледовых ревю, подчинявшихся пышности и блеску. С детства любимая сказка Шарля Перро, завораживающая музыка Чайковского, изящная техника скольжения титулованных фигуристов, роскошные костюмы, яркие декорации не оставят равнодушными ни взрослых, ни детей. Уникальной особенностью труппы Государственного балета на льду Санкт-Петербурга является то, что классику балетной хореографии они исполняют на коньках, что придает традиционной постановке необычайную легкость, утонченность и захватывающую дух скорость.
История Балета на льду в Санкт-Петербурге началась в 1967 году, когда выдающийся русский хореограф Константин Боярский основал Ленинградский Государственный балет на льду. Он перенес в искусство фигурного катания традиции Санкт-Петербургской школы русского классического балета. Именно Константин Боярский решил изменить традиционное шоу на коньках, перенести классический танец на ледовую сцену и создать театр, в котором бы синтезировались искусство и спорт. Перенести балетную классику со сценических подмостков на лед без изменений было невозможно, но эффект был потрясающий. Всего через шесть лет после первого выступления труппы журнал «Театр» писал: «...сегодня мы можем говорить о том, что возник балетный театр на льду, который не копирует чужих образцов, но, опираясь на традиции русской хореографии, создает праздничное зрелище, сочетающее в себе динамизм фигурного катания с разнообразием форм танцевального искусства». Многие критики признавались, что в какой-то момент просто забывали, что представление идет на коньках.
С 1979 года Балетом руководит его главный балетмейстер, заслуженный артист России, театра Константин Рассадин - ученик прославленного хореографа Леонида Якобсона, в прошлом один из ведущих солистов Кировского (Мариинского) театра. С его приходом окончательно сформировался репертуар. Лучшие традиции ленинградской школы классического танца получили оригинальное воплощение на ледовой сцене. Сам Константин Рассадин не умеет кататься на коньках, что никоим образом не мешает ему ставить изумительные спектакли.
Будучи в свое время учеником легендарного Леонида Якобсона, он перенял у него стремление к эксперименту, постоянный поиск новых хореографических решений. Наверное, поэтому, когда Боярский предложил ему попробовать себя в качестве балетмейстера балета на льду, он с радостью принял предложение. Именно Рассадин перенес на ледовую сцену многие знаменитые балеты – «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Золушка», «Ромео и Джульетта». На каждый музыкальный такт придумывается и ставится движение, но есть и своя специфика - надо учитывать скорость, скольжение, инерцию.
Отточенная техника, каноны классического танца, выразительная сценография и особые требования к костюму - все это служило главным целям: максимально раскрыть образы и создать законченное произведение искусства. В разные годы в Балете танцевали многократные чемпионы Мира и Европы, двукратные Олимпийские чемпионы Людмила Белоусова и Олег Протопопов, многократный чемпион Мира и Европы, Олимпийский чемпион Алексей Уланов, многократный призер соревнований Мира и Европы по фигурному катанию и Олимпийских Игр Людмила Смирнова. В труппе всего 40 фигуристов – из них около 20, имеющих звание Мастера спорта России.
Сегодня Балет на льду Санкт-Петербурга известен во всем мире. Именно благодаря ему, полноценные классические балетные спектакли на льду сменили отдельные танцевальные композиции и спортивные трюки, составлявшие когда-то репертуар большинства подобных групп. В спектаклях придуманы такие приемы фигурного катания, которые до этого никем не использовались. К тому же, балет на льду воспринимается зрителем более динамично, здесь нет статики, присущей классическому танцу.
Фигуристы легко скользят, умудряясь делать все то, что присуще традиционной школе - арабески, батманы, фуэте; и к тому же они взлетают над ледовой сценой в прыжках - акселях, тулупах, добавляя зрелищу спортивную остроту.
Самой замечательной особенностью спектаклей является их стопроцентная театральность. Трудно себе представить, что под ногами артистов настоящий лед. Обычные театральные подмостки превращаются в каток, который заливают поверх театральной сцены. Специально для этого труппа возит за собой портативные холодильные установки. На приготовление катка уходит 24 часа и около десяти тонн льда.
Государственный балет на льду Санкт-Петербурга. «Спящая красавица». С 18 по 31 июля 2015 года. Беэр-Шева, Ашдод, Реховот, Хайфа, Тель-Авив.