Бессмертная «Жизель» Адольфа Адана в современной мультмедийной постановке Театра русского балета Talarium et Lux
В октябре 2015 года, Московский театр русского балета Talarium et Lux («Балет и свет») привозит в Израиль балет «Жизель» - удивительную историю о бессмертной любви, вероломном предательстве и прощении, дарующем жизнь. Новое сценическое воплощение «Жизели» сочетает в себе и точно, бережно и с любовью переданную классику, и оформление под стать знаменитым мультфильмам студии Pixar, чарующую анимацию и столь знакомую, уносящую в мечты, музыку. Эти гастроли – настоящий подарок от компании FGK Production , организовавшей этим летом прошедшие с огромным успехом гастроли Санкт-Петербургского государственного театра на льду.
В постановке «Жизель» от Talarium et Lux, в этом, без преувеличения, спектакле будущего, световое мультимедийное шоу является таким же равноправным главным героем, как и персонажи волшебной и печальной истории любви, воплощенные солистами труппы, показывающими высочайший класс исполнительского искусства.
Иллюзии и реальность в нашем мире так тесно переплелись, границы между настоящим и вымышленным так размылись, что мы иногда с трудом отличаем одно от другого. Трехмерные фильмы, где зрители отшатываются от брызг океана, летящих в лицо, «настоящий» рев звездолета, от которого закладывает уши и хочется пригнуться пониже... Волшебные очки и шлемы, перекидывающие короткий мостик в фантазийные, но столь реальные миры компьютерных игр – для младшего поколения давно обыденность. Старшее - по-прежнему удивляется и восхищается новым, но чувство уверенности возвращается только на классически-привычных спектаклях.
Так как же не утерять связь поколений? Между отцами и детьми среди зрителей, между балетными традициями века 20-го, взращенного на достижениях предыдущего столетия и стремительным 21-м, в котором технологии устаревают, не успев сойти с промышленного конвейера? Как соблюсти баланс между данью уважения традициям и стремлением быть современными? Не рубить корней, но и не превращаться в ретроградов? Ведь самая знаменитая в мире Алиса, девочка, попавшая по ту сторону бытия, столь понимающая, как трудно отличить, где сон, а где не сон – говорила: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее».
Деятели искусств, которые смотрят вперед и идут в ногу со временем, давно поняли: чтобы наводить мосты между прошлым и будущим через настоящее, надо привносить в классику свежее дыхание богатого мира современных технологий.
Театр русского балета Talarium et Lux под руководством народного артиста Михаила Леонидовича Лавровского – безусловно, в авангарде этого движения. Израильтянам уже посчастливилось познакомиться с мультимедийными постановками «Щелкунчика» и «Лебединого озера» и другими шедеврами мировой балетной классики в сценическом антураже 3D. Скоро на повестке дня новый соблазн – великолепная «Жизель» в постановочном стиле 21-го века. Сам балет настолько знаменит, что совершенно не нуждается в представлении. Интересно, как он будет выглядеть положенный на канву мультимедийной технологии.
Как говорит сам художественный руководитель театра: «Наши спектакли – это интеграция хореографии и возможностей компьютерной графики. У зрителя действительно должно создаться ощущение, что персонажи живут внутри фантасмагории. Для этого мы создали специальную конструкцию из пяти экранов, у нас несколько планов – действие будет переноситься со сцены на экраны и обратно. Графика это не просто украшение, она двигает действие, помогает раскрывать историю на сцене, подчеркивать ее сказочность. При помощи обычных декораций такого эффекта добиться сложно. На проекционных экранах есть возможность визуально мгновенно менять геометрию пространства, делать графические акценты, трансформировать место действия – одним словом, на сцене должна быть магия! Чтобы сочетание графики и хореографии было наиболее выигрышным, специально под наши спектакли меняются некоторые мизансцены – артистам придется нелегко. Им нужно будет не только исполнять хореографию, идти за музыкой, проживать роли, но и помнить, какие изменения происходят на экранах, чтобы действовать синхронно с анимацией, чтобы было единое действие. Такого в балете еще не было! Однако все канонические номера останутся без изменений – это абсолютно классические постановки, но рассчитанные на восприятие современного зрителя».
Михаилу Леонидовичу вторит директор театра Ирина Омельченко: «Наша цель – сохранение бесценного культурного наследия нашей страны, русской балетной школы, которая почитается во всем мире. Для того, чтобы привлечь внимание к классике, мы выпускаем наши постановки в обрамлении современного мультимедийного контента, создаем новые, оригинальные спектакли, основываясь на классических традициях с интеграцией инновационных сценических технологий. «Балет и свет» для нас – это не просто словосочетание, это концепция, мы хотим представить русский балет в новом свете, самом выигрышном и современном, в свете мультимедиа, мультимедийных технологий, показать шедевры балета на фоне волшебного мира компьютерной анимации».
Театр русского балета «Talarium et Lux». «Жизель».
Представления в Израиле с 6 по 20 октября 2015 года.
Сайт театра «Talarium et Lux» - http://www.talarium.com/
Видео балета:
https://www.youtube.com/watch?v=Pr1J26SJTJA
Фотография Р. Рычкова предоставлена пресс-отделом театра " Talarium et Lux