«В силу каких-то странных обстоятельств я стала писать. У меня так устроена голова, что я должна произносить слова. Желание постоянно называть, вербализировать было у меня всегда. А начав писать, я обнаружила для себя, что есть такая удобная вещь, как журналистика, в которой можно использовать какую-то другую часть своей личности. Так я и делаю - занимаюсь и писательством и журналистикой одновременно» - рассказывает Татьяна Толстая, впервые согласившаяся выступить в Израиле с творческими вечерами.
Кто лучше самого писателя может рассказать о себе? Вопрос риторический – никто.
Писательница, телеведущая, публицист, автор гениальных, цветных, как стекла в витражах рассказов и повестей, наполненных стилистической, фонетической и даже звуковой свежестью и ощущением счастья. Татьяна Никитична Толстая приезжает в Израиль в конце ноября и выступит с тремя вечерами под общим названием «На золотом крыльце сидели» в рамках израильского проекта «Линия жизни» - проекта, гости которого, в полном соответствии с названием, рассказывают о своей линии жизни, судьбе, столкновениях и перекрестках на этой линии. Линия жизни выстраивается от пересечений. От пересечений с чьими-то жизнями, с какими-то явлениями, событиями. На линии жизни Татьяны Толстой нанизано столь много случаев, людей, книг, что перечислить все невозможно. Но можно начать перечитывать ее книги в преддверии встреч с ней в Беэр-Шеве 26 ноября, в Тель-Авиве – 28 ноября и в Хайфе – 29 ноября. Татьяна Толстая редко соглашается на встречи с читателями и почитателями в подобном формате творческих вечеров. Вектор беседы в них задаст сама Татьяна Никитична, а зрители смогут задавать вопросы о сиюминутном и вечном…
Татьяна Толстая – это полное отсутствие конформизма, бесстрашная способность быть такой, какой родилась, убежденность в своей внутренней правоте и правоте своего таланта. Она – уважаемый всеми, самобытный и независимый автор, пишущая без снисхождения, без жалости. «Я никогда не писала по шаблону» - говорит Толстая, и продолжает. – «Я книгами не развлекаюсь. Я ими питаюсь. И одни книги вызывают во мне приток того, что мне необходимо, а другие не вызывают. Какие-то книги мне мешают. Очень плохая литература может включить то раздражение, которое спровоцирует рабочее начало. Ты можешь быть настолько раздражен, что сам начнешь писать. А если у тебя в руках очень хороший текст, но не твой, ты можешь быть им увлечен, но сам ничего не сделаешь от полученного впечатления. У меня специфические отношения со словом. Писатель на самом деле пишет 24 часа в сутки, даже когда он ничего не пишет». И то, как она так же нешаблонно рассказывает о своей жизни и книгах, вы сможете услышать на ее вечерах в Израиле.
«Первый сюжет, который ко мне пришел, - рассказывает Татьяна Толстая в одном из интервью, - это сюжет рассказа «На золотом крыльце сидели» (это произведение, опубликованное в журнале «Аврора» в 1983 году, было признано лучшим литературным дебютом того года). Он был основан на сильном впечатлении детства о соседях-куркулях, у которых мама покупала клубнику. Все, что нужно было знать о литературе, о том, как создавать ее, открылось мне в один прекрасный момент». Толстую относят к «новой волне» в литературе. Ее называют одним из ярких имен «артистической прозы», уходящей своими корнями к «игровой прозе» Булгакова и Олеши, принесшей с собой пародию, шутовство, праздник, эксцентричность авторского «я». Татьяну Толстую также часто относят к жанру «женской» прозы, наряду с такими писательницами, как Виктория Токарева и Людмила Петрушевская. В 2011 году Толстая вошла в рейтинг «Сто самых влиятельных женщин России». А начиналось все так - Толстая родилась в литературе: дедушка по линии отца – известный советский писатель Алексей Толстой; его жена, бабушка Татьяны – поэтесса Наталья Крандиевская. Дедушка по линии матери – поэт и переводчик Михаил Лозинский. Окончив школу, Татьяна Толстая поступили на отделение классической филологии Ленинградского университета, специализировалась в древних языках. В 1974 году Татьяна Толстая оканчивает университет и, выйдя замуж за филолога Андрея Лебедева, уезжает с мужем в Москву, где, проработала в главной редакции восточной литературы при издательстве «Наука» на должности корректора почти десять лет, до 1983 года. В том же году Толстая дебютирует и как литературный критик, опубликовав в «Вопросах Литературы» свою первую критическую статью. Толчком к началу литературного творчества для Татьяны стала операция на глазах. После коррекции зрения в те году повязку снимали минимум через месяц, и в то время, пока Толстая лежала без дела с повязкой на глазах, в ее голове стали рождаться первые сюжеты, впоследствии превратившиеся в рассказы «На золотом крыльце сидели…», «Соня», «Свидание с птицей».
В период с 1983 по 1988 год было опубликовано больше двадцати рассказов, составивших в 1987 году дебютный сборник Татьяны Толстой «На золотом крыльце сидели…». В 1988 году Татьяна Толстая стала членом Союза писателей СССР. В 1989 году Толстая становится членом Русского ПЕН-центра. С 1990 года Татьяна Толстая переезжает в США, обосновываясь в Принстоне, преподает русскую литературу и русское литературное творчество, читает лекции и сотрудничает с такими журналами, как «New York review of books» и «The New Yorker». С 1991 года Татьяна Толстая начинает работать колумнистом в «Московских новостях», где ведет авторскую колонку «Своя колокольня».
Через некоторое время Татьяна входит в состав редколлегии журнала «Столица», сотрудничает с «Русским Телеграфом». 1990-е годы ознаменовались выходом таких ее книг, как «Любишь - не любишь» (1997), «Река Оккервиль» (1999) в соавторстве с сестрой Натальей Толстой в 1998 году выходит книга «Сёстры». Ее рассказы издаются на французском, английском, немецком, шведском языках. В 1998 году Толстая становится одним из основателей и входит в редколлегию американского литературного журнала «Контрапункт». В 1999 году возвращается в Россию, где продолжает заниматься журналистикой, преподавать и писать. В 2000 году в свет выходит роман Толстой «Кысь», ставший бестселлером и получивший премию «Триумф», и неоднократно использованный в качестве основы для постановок спектаклей. В 2001 году Толстая выпустила сразу три книги - «День», «Ночь» и «Двое» и стала лауреатом в номинации «Проза» XIV Московской международной книжной ярмарки. В 2002 году писательница становится главным редактором издания «Консерватор» и соведущей телепрограммы «Школа злословия», получившей в 2003 году получает премию ТЭФИ как Лучшее ток-шоу». С 2010 года Татьяна Толстая начинает писать книги не только для взрослых, но и для детей. В соавторстве со своей племянницей Ольгой Прохоровой она выпускает книгу «Та самая Азбука Буратино», связанную общим сюжетом со знаменитой книгой ее деда Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Проект «Линия жизни». Татьяна Толстая. «На золотом крыльце сидели…»
Проект «Линия жизни»: ведущий - Александр Гаврилов; арт-директор - Полина Адамов; продюсеры - Фаина Новоходская и Александр Гаврилов. Музыкальное оформление – Евгений Левитас.
Беэр-Шева, 26 ноября, четверг, «Дворец молодежи», 20-00
Тель-Авив, 28 ноября, суббота, Центр «Сузан Далаль», 20-30.
Хайфа, 29 ноября, воскресенье, зал «Раппопорт», 20-00.